19 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 160-ФЗ).
10 июля 2017 года начал действовать Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 – 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».
Об этих новшествах в области бухгалтерского учета мы расскажем в нашем материале.
В Федеральный закон № 402-ФЗ внесены следующие изменения:
Приведенные новшества не затрагивают интересы коммерческих организаций, не относящихся к кредитным и некредитным финансовым организациям. Но следующее изменение, внесенное в Федеральный закон № 402-ФЗ, будет, безусловно, важным для указанных организаций: ст. 30 дополнена п. 1.1. Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. А если учесть, что после 1 января 2013 года новые ПБУ не принимались, все действующие ПБУ одномоментно стали федеральными стандартами. Возникает вопрос: так будут ли разрабатываться и приниматься действительно новые ФСБУ? Об этом далее.
Практически одновременно с Федеральным законом № 160-ФЗ вступил в силу Приказ Минфина России № 85н, который вносит два принципиальных новшества:
Указанные полномочия даны Минфину ст. 23 и 26 Федерального закона № 402-ФЗ.
Прежде чем говорить об изменениях в программе разработки ФСБУ, разберемся в их статусе.
Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.Понятие «федеральный стандарт бухгалтерского учета» внесено Федеральным законом № 402-ФЗ.
На основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартах экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в том числе:
ФСБУ устанавливается порядок проведения обязательной инвентаризации, а также определяется состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ФСБУ являются важнейшими документами в области регулирования бухгалтерского учета, которые обязательны к применению.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают… |
→ |
… определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете |
---|---|---|
→ |
… допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета |
|
→ | … порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета | |
→ | … требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете | |
→ | … план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения | |
→ | … состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности | |
→ | … условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период | |
→ | … состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней | |
→ | … состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней | |
→ | … упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы |
Прочитав все это, бухгалтер может задаться вопросом: где же эти ФСБУ, которые соответствуют потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, разработанные на основании МСФО и обеспечивающие условия для их единообразного применения? Пока только в планах Минфина и других ответственных за это лиц.
Именно Минфин уполномочен утверждать программу разработки федеральных стандартов. При этом программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 402-ФЗ). По всей видимости, этим и руководствовались финансисты, утвердив новую программу. Только одна нестыковка: еще ни одного ФСБУ не принято. Хотя отдельные итоги работы в данном направлении уже можно подвести.
В течение 2016 года в соответствии с ранее утвержденной программой должны были быть разработаны и представлены на общественное обсуждение пять федеральных стандартов бухгалтерского учета: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». В 2016 году также было намечено подготовить проект поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.
Что же фактически внесено в Совет по стандартам бухгалтерского учета , который начал свою работу в 2016 году, для проведения экспертизы проектов указанных документов?
проект ФСБУ «Основные средства»;Согласно Отчету о деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета за 2016 год была проведена экспертиза следующих проектов федеральных и отраслевых стандартов и иных документов в области бухгалтерского учета для коммерческих организаций:
Последний проект обрел силу документа в 2016 году: Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» были внесены изменения в ряд ПБУ, касающиеся применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
На данный момент завершен срок публичного обсуждения следующих проектов:
Отметим, что на сайте Минфина представлен проект ФСБУ «Учет аренды» (опубликован 29 июня 2017 года).
Как же скорректирована работа по разработке ФСБУ на 2017 – 2019 годы по сравнению с предыдущей программой?
Во-первых, количество планируемых к разработке ФСБУ не изменилось – их осталось также 14. Но при этом появились новые проекты ФСБУ, планируемые к принятию:
Как уже сказано, количество проектов не изменилось, соответственно, это же количество проектов убрали из первоначальной программы, а именно:
Во-вторых, обновлен и порядок внесения изменений в действующие ПБУ. Как и ранее, планируется внести изменения в следующие ПБУ:
Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
В-третьих, скорректированы как сроки представления проектов ФСБУ в Совет по стандартам бухгалтерского учета, так и предполагаемые даты вступления стандарта для обязательного применения. Все сроки ориентировочно сдвинуты на год вперед, то есть если в 2016 году планировалось первые ФСБУ запустить уже в 2018 году, то теперь уже называются даты от 2019 года и до 2021 года включительно.
Отметим также, что изменился и состав ответственных исполнителей. Кроме Минфина России, как и ранее, в разработке проектов стандартов будут принимать участие Фонд «НРБУ «БМЦ» и НП «ИПБ России» . Вместо СРО НП МоАП теперь к разработке ФСБУ подключится СРО РСА , а также Фонд «НСФО» .
В 2017 году бухгалтерам нужно ознакомиться с проектами и готовиться к вступлению с 2019 года следующих ФСБУ: «Запасы» и «Нематериальные активы», а с 2020 года – «Основные средства». Вероятность принятия указанных стандартов наиболее велика.
Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 402-ФЗ.
Скорректирована программа разработки ФСБУ: изменения коснулись не только состава новых стандартов, которые планируется разработать и принять, но и сроков их вступления в силу для обязательного применения, которые в среднем сдвинуты на год. Таким образом, у бухгалтеров еще есть время для изучения новых проектов.
Создан в соответствии с Приказом Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета».
Представлен на сайте Минфина.
Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата».
Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация).
Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».
Н. А. Петрова, эксперт журнала
«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8, август, 2017 год.
Важная информация из Минфина Росии для всех бухгалтеров. Чиновники утвердили новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2018-2019 годы и отложили начало действия некоторых уже утвержденных стандартов на несколько лет. Так, стандарт «Основные средства» станет обязательным только в 2020 году.
Минфин России издал приказ от 7 июня 2017 г. № 85н , которым утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2018-2019 годы. Прежняя программа на 2016-2018 годы утратила силу. Фактически, чиновники пересмотрели сроки вступления в силу основных федеральных стандартов бухгалтерского учета.
По новой программе вместо ранее планируемого 2018 года станут обязательными в 2019 году следующие стандарты бухучета:
В 2020 году начнут действовать стандарты:
Ранее предполагалось, что эти стандарты также заработают в 2018 году. Кроме того, Минфин перенес срок начала действия с 2019 года на 2020 год таких стандаров как:
Сам список стандартов бухучета в программе также притерпел значительные изменения. Минфин решил отказаться от разработки нескольких стандартов, в частности, из перечня исключены:
Вместо этого в программе появились новые стандарты:
Некоторые из них начнут действовать с 2020 года, а некоторые только с 2021 года, если чиновники к тому времени опять не изменят свои планы.
Напомним, стандартизация бухгалтерского учета предполагает наличие законодательных актов, делающих соответствие стандартам обязательным для бухгалтеров различных организаций. В первую очередь, федеральные стандарты бухучета станут обязательным для организаций и учреждений госсектора. Коммерческим организациям также придется руководствоваться ими, чтобы не отходить от единых требований к учету и отчетности.
Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.
Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:
Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.
Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.
Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.
Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:
Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;
Допустимые - в части методов учета.
Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:
Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;
Применяться, как универсальный вариант.
Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.
Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:
Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;
Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;
Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.
Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;
Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.
Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:
Для НФО – ОСБУ:
Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;
Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;
Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.
Для страховщиков – ОСБУ:
- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;
Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.
Для КФО – ОСБУ:
Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;
Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;
- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.
Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.
О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.
Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.
Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .
Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).
До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (
Почему можно говорить про 2017 год, как последний без кардинальных изменений в бухгалтерском учете?
Потому что Минфин России подготовил новый приказ, в котором представлена обновленная версия Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее по тексту - ФСБУ). В настоящее время приказ находится в стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста. Отследить сроки его принятия и вступления в силу, а также ознакомиться с окончательной редакцией можно .
Это уже второй документ по данной тематике. Буквально в прошлом году в Минюсте России уже был зарегистрирован (№ 42294) приказ Минфина РФ от 23.05.2016 №70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Положения нового приказа отменят действия этого документа.
Ну, а мы, давайте посмотрим, как выглядит обновленная программа.
Табл. Программа разработки ФСБУ на 2017 - 2019 гг.
№ | Рабочее наименование проекта стандарта | Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта | Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения | Ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов) |
|||||
1. Разработка ФСБУ |
||||||||||
1.1 | Запасы | представлено | II кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ»* |
||||||
1.2 | Нематериальные активы | представлено | II кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.3 | Аренда | II кв. 2017 г. | III кв. 2017 г. | Минфин России |
||||||
1.4 | Основные средства | представлено | IV кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | III кв. 2017 г. | IV кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | III кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | IV кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | Минфин России |
||||||
1.8 | Бухгалтерская отчетность | I кв. 2018 г. | II кв. 2018 г. | |||||||
1.9 | Некоммерческая деятельность | II кв. 2018 г. | III кв. 2018 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.10 | Доходы | II кв. 2018 г. | IV кв. 2018 г. | НП «ИПБ России»*** |
||||||
1.11 | Расходы | II кв. 2018 г. | IV кв. 2018 г. | НП «ИПБ России» |
||||||
1.12 | Финансовые инструменты | IV кв. 2018 г. | II кв. 2019 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.13 | Добыча полезных ископаемых | I кв. 2019 г. | IV кв. 2019 г. | Фонд «НСФО»**** |
||||||
1.14 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | II кв. 2019 г. | III кв. 2019 г. | Минфин России |
2. Внесение изменений в ПБУ |
|||||
№ | Наименование | Срок представления уведомления о разработке проекта | Срок представления проекта в Совет по стандартам бухгалтерского учета | Предполагаемая дата вступления в силу | Ответственные исполнители |
2.1 | Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | представлено | II кв. 2017 г. | Минфин России |
|
2.2 | Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» | IV кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | Минфин России |
|
2.3 | Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» | I кв. 2018 г. | II кв. 2018 г. | Минфин России |
|
2.4 | Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» | II кв. 2018 г. | III кв. 2018 г. | Минфин России |
* Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
** Саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов».
*** Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
**** Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»
Сейчас готовятся проекты изменений в , .
А ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже представлены для обсуждения общественности.
Это означает, что в следующем году достаточно высока вероятность их принятия. При этом планируется, что с даты вступления в силу этих нормативных актов организациям будет предоставлено право их инициативного применения.
Я очень рекомендую это сделать, поскольку потребуется большая и планомерная работа по подготовке и переходу на их применение. С 2019 года ранее действовавшие стандарты утратят силу, а новые будут обязательны к применению.
Новый стандарты можно найти на сайте Бухгалтерского методологического центра:
Обращаю внимание бухгалтеров на очевидный факт: собирать сопоставимую для будущих периодов информацию проще всего в процессе подготовки текущего годового отчета, поскольку цифры в этот момент знакомы.
Именно по этой причине их приведение к будущему порядку (или хотя бы проставление отметок для выделения активов, обязательств и операций, требующих корректировок для сопоставления) в тот момент, пока еще не знакомы цифры 2017 года, окажется в результате менее трудоемким.
Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.