Социальный процесс. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) Виды и направления социальных процессов

03.05.2024 Симптомы

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

План:

Введение.

1.1.Виды социальных процессов

1.2.Социальные изменения

2.Методологические принципы изучения социальных процессов.

2.1.Принцип органицизма

2.2.Принцип дифференциации общественного труда

2.3.Принцип структурно-функционального анализа Радклиф-Брауна и Малиновского

2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма

2.5.Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана

2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности

2.7.Принцип коммуникативного действия

2.8.Принцип референции

3.Структуно-фкнкциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.

3.1. Социальные процессы глазами современных социологов

3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Изучение реальных социальных процессов актуально в наше время, так как общество невозможно представить без этих процессов. Интересно взглянуть на социальные процессы с точки зрения структурно-функционального анализа и ответить на множество вопросов. Как структурные единицы разных социальных процессов взаимодействуют между собой? В какой зависимости друг с другом находятся те или иные их функции? В чём сходство и различие этих процессов? Социальные процессы - это движение, поток событий, их изменение и преобразование. Процессы могут происходить на различных уровнях социальной системы. Поэтому объектом исследования может быть как отдельный индивид, так и общество в целом. Всё многообразие социальных процессов не возможно себе даже представить. Мы тоже становимся участниками различных общественных процессов, даже и не догадываясь об этом. Мы можем влиять на эти процессы, и вследствие этого изменяется направленность их движения. Чтобы лучше и более эффективнее управлять различными социальными событиями, необходимо прежде всего разобраться в их структуре, осознать деятельность всех функциональных единиц, входящих в состав события, сопоставить функции этих единиц, степепень зависимости их друг от друга. Для того, чтобы более эффективно проанализировать социальную реальность сегодня, необходимо разобраться в закономерностях описания общественной жизни исследователями прошлых столетий.

Степень разработанности проблемы. Рассматривая социальные процессы в ракурсе структурного функционализма, безусловно, необходимо сказать и о теории структурно-функционального анализа. В середине 20 века структурный и функциональный анализы были переосмыслены, как два различных аспекта системного анализа социума, т.е. исследование систем и как целостных единиц, и так же более детально рассмотреть их структуру, чтобы выявить сходства и различия составляющих этих систем, сопоставить их функции. Это дало основания для объединения функционального и структурного подходов научного познания, и их локализация в области социального знания. Предысторию структурно-функционального анализа связывают с идеями органицизма Спенсера. Но его основы и методологические принципы заложил Дюргейм. Далее структурный функционализм был представлен в теории Радклиф-Брауна и Малиновского (представители Британской школы антропологии). Именно они и сформулировали основные положения этой теории. Дальнейшее развитие структурно - функционального анализа уже связывалось с системной теорией. Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который распространил функционалитическую методологию на все направления в социологии. Так структурно-функциональный анализ, как разновидность системной теории, соотносится с социологическими теориями другого характера. Но в последующем развитии структурно-функциональный анализ подвергся конструктивной критике со стороны разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии, так и в общенаучной методологии. Ведутся конструктивные разработки в направлении «гуманистической перспективы» (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана). Так же происходит замена системно-организационных моделей описания социума на системно-процессуальные модели (переосмысление основ структурно-функционального анализа с позиции социологии социальных изменений – Турен, П.Штомпка). Но потенциальная возможность процессуального прочтения функционализма была предложена ещё в интегральной социологии Сорокина. В дальнейшее развитие структурно - функционального анализа связывают не с теорией, коммуникативного действия Хабермаса, концепцие референции Лумана, которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма. Прикладная методология, разработанная в теории структурно-функционального анализа, занимает значительную часть в эмпирически ориентированных социологических исследованиях.

Объект исследования: социальные процессы.

Предмет исследования: методологический принцип структурно-функционального анализа социальных процессов.

Цель исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.

Задачи исследования:

    Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.

    Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.

    Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.

1.Социальные процессы как объект системного исследования.

1.1. Виды социальных процессов.

Социальные процессы – это какие-то изменения, происходящие в обществе. Козырев Геннадий Иванович в своей публикации различает такие социальные процессы, как направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и т.д.

    Направленные процессы - это такие процессы, которые имеют свою чёткую направленность, цель движения, значимость. Они достаточно предсказуемы, ведь можно предположить с максимальной точностью их исход. Пример: процесс бракосочетания, процесс реформирования производства. Я считаю, что существует много внешних факторов, которые могут, так или иначе повлиять на исход такого процесса.

    Ненаправленные процессы – это непредсказуемые процессы, их исход определить достаточно сложно. Пример: семейные конфликты, мобилизация в социальные движения. Я думаю, что такой вид процесса является более или менее эмоционально насыщенным, а когда существует перевозбуждение, твёрдая логика и трезвый разум отсутствуют.

    Обратимые процессы – это такие виды изменений, когда система вследствие каких-то факторов переходит из одного своего состояния в другое, но потом возвращается к своему прежнему состоянию. Но это не значит, что система возвращается к своему первоначальному состоянию. Конечно, некоторые структурные единицы системы остаются неизменными, но основа системы изменяется. Пример: отмена крепостного права в Украине, но в следующем веке фактически крепостное право возвратиться вместе с коллективизацией в СССР.

    Необратимые процессы – это такие изменения, которые невозможно остановить или повернуть вспять. Пример: распад СССР, процесс старения человека.

    Восходящие процессы – это изменения связанные с развитием системы в сторону прогресса. Пример: развития человечества от первобытного строя до современного социалистического состояния.

    Нисходящие процессы – это изменения системы, направленные в сторону регресса. Например: отклоняющееся от нормы, социально опасное поведение человека;

    Линейные процессы – это постепенные, изменения системы, как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Пример: реконструкция системы образования. Ярким историческим примером линейной концепции является Закон трёх стадий Огюста Конта.

    Ступенчатые процессы – это такие изменения в системе, когда сначала идёт её постепенное преобразование, но потом под влияние различных факторов происходит своеобразный скачёк, который приводит к качественным изменениям в системе. Пример: все те противоречивые мнения, накапливавшиеся в украинском советском обществе, привели к тому, что украинцы осознали свою самобытность и индивидуальность, и захотели стать независимыми.

    Циклические процессы - это такие изменения системы, когда периодически повторяются какие-то из её фаз т.е. это круговое, замкнутое повторение фаз. Пример: нестабильность нашей экономики приводит к тому, что фаза стабильности экономики, сменяет фазу нестабильности, а потом вследствие каких-то продуктивных реформ в сфере экономики вновь наступает фаза стабильноcти.

    Спиралевидные процессы – это такое восходящие или нисходящие изменение системы, когда она возвращаетcя в своё начальное состояние, но уже на более качественном уровне. Пример: процесс обучения школьника, студента.

Классификация социальных процессов по причинности предполагает разделение процессов на эндогенные – стимул к протеканию процесса лежит внутри него, и экзогенные – стимул находится во внешней среде. По уровню протекания процесса существуют такие виды как макропроцессы, осуществляемые на уровне государства, мирового сообщества, этнических групп; мезопроцессы охватывают большие общественные и политические организации, а микропроцессы происходят в повседневной жизни отдельных индивидов.

Платинский Ю.М. попытался смоделировать социальные процессы на систему координат, где по одной оси отображается время протекания процесса, а по другой – факторы, влияющие на процесс. Благодаря такому графику можно выяснить и скорость протекания процесса и понять его вид. Вот так линейный процесс может отображаться в виде прямой линии, которая может возрастать или уменьшаться в зависимости от хода процесса. Но как показывает практика, многие процессы в обществе не могут протекать только в одной из форм, поэтому и формы графиков непрерывно изменяются. Но Платинского как и многих других учёных больше привлекала циклическая модель протекания процесса. Такую модель он на графике отображал в виде математической синусоиды. А спиральные процессы у Платинского отображены в виде круга. Это и понятно, так как в целом спиральный процесс - есть движение по замкнутому кругу. Но намного сложнее изучить динамику протекания хаотических процессов. «Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют "большие скачки", амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом.» При таком не равномерном развитии процесса не возможно детально изучить его внутреннюю конструкцию. Вот поэтому мы практически ничего не знаем о хаотических процессах. Суть того или иного процесса составляют различные механизмы. «Социальный механизм - это причинно-следственная модель изучаемого процесса. Такие модели показывают, каким образом взаимодействие различных факторов (переменных, индикаторов...) генерирует качественные и количественные характеристики, отражающие реальное течение социальных процессов». Другими словами, социальные механизмы – это так называемые, рычаги контроля и управления, изучая которые можно и выяснить внутреннюю суть социального процесса. Однако для характеристики реальных социальных процессов недостаточно выстроить только причинно-следственную связь. Мы живём не в мире абстрактных и теоретических понятий, а в реальных условиях. Таким образом необходимо выявить влияние причинно-следственной связи на верования и убеждения людей, на формирование их поведения. Социальные механизмы должны регулировать не только причинно-следственные связи социальных процессов, но и контролировать взаимоотношения между индивидами. Такую трактовку социального механизма можно сопоставить с парадигмой методологического индивидуализма, когда все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивида. Платинский не может сопоставить социальные механизмы с такой парадигмой, говоря о том, что парадигма методологического индивидуализма широко используется в экономике, где индивид чаще всего принимает только рациональные решения. Но в реальных условиях индивид вероятнее всего будет руководствоваться не логикой и разумом, а чувствами. Что же касается конечных результатов процесса, то в этом плане можно сказать о разделении процессов на морфогенетические и модифицированные. Первая группа процессов приводит к качественным изменениям в обществе, а вторая включает в себя только внешнее изменение системы, но её основные качественные характеристики остаются неизменными. Где грань между качественными изменениями системы и её функциональными преобразованиями? В этом плане необходимо отличать такие понятия как трансформация – изменение структуры системы и репродукция – изменения внутри системы. Также в классификации социальных процессов необходимо учитывать и субъективный фактор, то, как те или иные процессы воспринимаются индивидом.

    Явные процессы, цель и методологическая база которых уже ясна. Например, правила дорожного движения созданы для урегулирования дорожных отношений и процессов.

    Скрытые процессы, результат которых предугадать невозможно. Например, феномен экологического сознания, когда внешнее влияние человека на систему приводит к неожиданным последствиям.

    Процессы-бумеранги. Например, мы выбираем какую-то вещь только по внешним её характеристикам, но узнав её содержание, чувствуем себя обманутыми.

Билет 12. Социальные процессы: критерии, формы, типы

Социальный процесс – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. (учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа – семинарское занятие – индивидуальное собеседование).

Структура социального процесса:

    субъект социального действия (личность, социальная группа, социальная организация);

    объект (социальное явление, на которое направлено социальное действие);

    условия (социальный процесс характеризуется воздействием субъекта на объект и характером социальной среды);

    само целенаправленное социальное действие ;

    результат (изменения в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта).

Социальные процессы многообразны. Существует множество классификаций социальных процессов по различным основаниям:

    по сфере проявления – экономические, политические, экологические и т.д.;

    по механизму возникновения – стихийные, сознательные, естественно- исторические;

    по степени управляемости – управляемые, слабо управляемые, неуправляемые;

    по функциям объекта социального воздействия – функциональные и дисфункциональные;

    по направленности качественного состояния социального объекта – прогрессивные, регрессивные, нейтральные;

    по интенсивности качественных изменений объекта – эволюционные и революционные.

Пётр Штомпка предлагает классификацию социальных процессов по шести критериям :

    Формы социальных процессов

    Результаты социальных процессов

    Осведомленность населения о социальных процессах

    Движущие силы социальных процессов

    Уровни социальных процессов

    Временной аспект социальных процессов

По форме различают направленные и ненаправленные социальные процессы.

Направленные - необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей.

Ненаправленные - изменения которые носят случайный, хаотический характер, подчиняются определенным повторяющимся или схожим моделям.

По результатам выделяют два типа социальных изменений - морфогенетические и трансмутационные.

Морфогенетические - это созидательные процессы, ведущие к фундаментальным новшествам (возникновение новых состояний общества, социальных структур и условий существования социума).

Трансмутационные изменения делятся на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения - поддерживающие, носящие характер количественных изменений. Трансформационные - процессы, приводящие к качественным изменениям состояния общества.

По осведомленности населения . Явные - изменения, смысл которых и их последствия осознаются населением. Скрытые - изменения, смысл которых не осознается. "Процессы-бумеранги" - социальные процессы, смысл которых населением осознается,однако их последствия для большинства населения не ясны.

По движущим силам выделяют:

Эндогенные (движимые внутренними причинами) раскрывают возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющегося социума.

Экзогенные (движимые внешними причинами) является реактивными, отвечают на вызов, стимул или давление извне.

По уровню: глобальный уровень, уровень больших социальных групп, уровень институтов и организаций, уровень межличностных отношений.

В зависимости от времени протекания социальных процессов, различают кратковременные, долговременные и постоянные процессы (глобальные).

По сферам распространения (экономические, политические, социально-культурные, духовные и т.п.).

Результат социального процесса может быть

    1. фактическим (то, что уже достигнуто),

    2. ожидаемым (то, что предполагается достигнуть по истечении процесса)

    3. и вероятным (то, что предполагается по истечении процесса).

Типология процессов : 1. По масштабу социальной системы - внутриличностные и между двумя индивидами; изменяющие отношения между двумя группами (общностями); изменяющие структуру и организацию общества; происходящие на уровне глобальной социальной системы (человеческое общество).

2. По специфике процессов- прогрессивные, Регрессивные, Эволюционные, Революционные.

3. По изменению организации социальной общности - Дифференциация, Интеграция, Дезорганизация, Реорганизация.

4. По изменению места индивидов или групп в социальном пространстве - Индивидуальная и групповая мобильность; Межпоколенная, горизонтальная и вертикальная, добровольная и недобровольная.

5. По форме взаимодействия индивидов - кооперация, конкуренция, конфликт.

6. По степени управления - стихийный, целенаправленный.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами - опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы - это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений , их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.


Социальные изменения также бывают :

Эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

Экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.


Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

Общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

Прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

Дифференциацию общества;

Специализацию, различных частей и структур общества;

Интеграцию - установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

Адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс - это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация - в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция - это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция - это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление - это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение - это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс - это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальные процессы: понятие и сущность

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовиться к егэ по обществознанию и либо повторим, либо узнаем материал темы «Социальные процессы в России». Существует мнение, что они всегда предсказуемы и контролируются людьми. Но это далеко не так, и скоро вы сами в этом убедитесь!

Во многих учебных пособиях данная тема раскрывается только сквозь призму темы «социальная стратификация», что является совсем неудовлетворительным, ведь в тестах егэ можно встретить задания и по этносоциальным процессам (ассимиляция, дивергенция и пр.), по мировым глобальным процессам (глобализация, мультикурулализм и пр.). Видите, какая это многогранная тема? То то. Ну ничего — сейчас всё разложим по полочкам!

Итак тему «Социальные процессы в современной России» нужно начать с определений и примеров.

Само понятие «социальный процесс» означает изменение социального объекта или социальной единицы в течение времени. Социальной единицей, как вы знаете из курса «Социальная сфера» может быть и социальная группа, и социальный институт и пр. Какие же есть социальные процессы?

Социальные процессы, связанные с темой « ».

Основные социальные процессы

Вот ключевые классификации социальных процессов.

В контексте социальной мобильности выделяют:

  • Маргинализация - процесс утери личностью социальных связей со своим окружением. Маргинал — человек, который порвал со своим старым социальным окружением, и пока ещё не вписался в новое..., а может и не впишется. Так, например, человек, приехавший из провинции учиться в вузе — для всё будет новым и он пока ещё не усвоил всех тонкостей жизни в новом социальном окружении — городе. Конечно, есть и конченные маргиналы — бродяги по жизни. Они уже переходят в страту люмпенов.
  • Люмпенизация — процесс массового перехода людей в страту «социального дна», когда они становятся социальными аутсайдерами, то есть не желают жить по принятым в обществе социальным нормам. Бродяги, бомжи и другие такие люди являются люмпенами.

Естественно, если в общество много маргиналов и люмпенов — это негативный, кризисный фактор.В этом случае развивается такой негативный социальный процесс как аномии (Эмиль Дюркгейм) я, при котором разлагаются социальные нормы. Существуют пять основных стадий аномии:

  • Конформизм имеет место, когда члены общества принимают социальные нормы и культурные цели и достигают их легальными способами.
  • Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются социально установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Например, у человека есть цель — деньги. Нормальный человек — пойдет заработает. А при инновации — приобретет их незаконными способами — например сворует, или смошенничает.
  • Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают социальные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, ревностные бюрократы каждый день ходят на работу, но ритуально, символически выполняют свои обязанности, или делают вид, что выполняют.
  • Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и социальные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”. То есть обычные люмпены 🙂

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Ну, думаю, про бунтарей понятно. «Отнять и разделить» — их лозунг! :)))

Этносоциальные процессы. Часть из них описаны .

Глобальные мировые социальные процессы

Глобализация — стирание культурных, экономических и даже государственных границ между странами и государствами. Она подменяет национальную культуру — массовой культурой, как правило это культура потребления. Это разумеется негативный признак глобализации. Сегодня во всем мире грубо говоря одни и те же товары, одни и те же (голливудские) фильмы и пр. Это и есть глобализация!

Мультикультурализм — это политика и процесс слияния культур в одно течение при сохранении уникальности каждой культуры. Я здесь конечно всё упрощаю до уровня средней школы, господа академики! Это определение не для вас! А для вас — господа абитуриенты! ;). Кстати, про глобальные проблемы современности .

Вот такие социальные процессы в России вам необходимо знать, дорогие абитуриенты, и уметь применять при решении тестов. Естественно, в России все эти процессы наблюдаются (ну может, кроме бунта) примеры, думаю, сами сможете привести:). Кстати, ВСЕ темы по обществу раскрыты в моем видеокурсе « »

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков



Комментарии

Отзывов (8) на Социальные процессы: понятие и сущность”

    Ответить