Увлечение музыкой помогло Николаю сблизиться с семьей известного в Крыму протоиерея Михаила Маркова и вскоре он женился на его дочери, девице Елизавете. Впоследствии у них родилось четверо детей: Сергей, Анна, Ольга, Михаил.
В году был арестован по обвинению в том, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и был приговорен к штрафу 640 рублей.
В феврале 1933 года Свято-Троицкий храм был закрыт и его начали перестраивать под интернат для детей. Но община всеми возможными средствами решила бороться, отстаивая свои права. Поскольку среди прихожан было много греческих подданных, то они обратились в Греческую миссию в Москве, в чем им деятельно помог отец Николай, составляя прошения в официальные учреждения и советуя, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили, в году Свято-Троицкий храм вновь был открыт. Настоятелем его был поставлен священник-грек, которому было тогда восемьдесят пять лет, и хотя он еще мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже никуда не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе. В 1934 году власти запретили о.Николаю служить, он вынужден был уйти в за штат, но продолжал помогать престарелому настоятелю.
15 декабря года протоиерей Николай был арестован по обвинению в том, что _"после закрытия храма принимал активное участие в его возвращении и тем возбуждал население против Соввласти" и, "будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти"_. В тот же день была арестована и вся церковная двадцатка. Всех их обвинили в контрреволюционной деятельности за связь с греческим консульством в Москве.
О.Николая снова обвинили в сокрытии церковных ценностей; в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от Советской власти. На допросах о.Николай ни разу не дрогнул, не поддался давлению следователя, в своих ответах был мужественен и лаконичен. Ни угрозы и рукоприкладство, ни возраст и болезни его не сломили. Священник виновным себя не признал и на этот раз. Были вызваны два лжесвидетеля - один был сокамерником священника, а другой членом церковной двадцатки. Они и подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения священника.
14 февраля года тройка при НКВД Крымской АССР приговорила протоиерея Николая к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в Симферополе . Вместе с ним расстреляли пятерых членов церковной общины греческой церкви.
В году прот. Николай Мезенцев был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии определением Священного Синода Украинской Православной Церкви. В августе
БД ПСТГУ
По сведениям игум. Дамаскина (Орловского)
Священномученик Николай родился 8 сентября 1863 года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика Дмитрия Мезенцева. Николай рано потерял родителей: мать умерла, когда ему было пять лет, а отец - когда ему исполнилось двенадцать. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, духовное образование он получил за казённый счёт, а затем был назначен преподавателем в Таврическую Духовную семинарию. Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) рукоположил Николая Дмитриевича во священника и назначил духовником семинарии. В 1903 году отец Николай был переведён в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозёрова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии. Впоследствии он был возведён в сан протоиерея.
В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти безбожниками-большевиками, правление генерала Врангеля, последние бои между белыми и красными и уход Добровольческой армии из Крыма. Один из сыновей священника был офицером армии генерала Врангеля, но после эвакуации войск он остался с группой офицеров в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться у духовной дочери, укрывшей их на чердаке своего дома. После ухода Белой армии начались массовые аресты оставшихся в Крыму офицеров и бессудные расправы над ними. Пребывание в Симферополе белых офицеров становилось небезопасным не только для них, но и для тех, кто давал им приют, и они решили пробираться в Севастополь, к морю. Отец Николай их благословил, и они попрощались навсегда. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны.
В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Во многих случаях оно проходило при столкновении членов советских комиссий с верующими. Не миновало это и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии довершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы.
С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе был организован открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков) и почти всё духовенство епархии. Среди других был репрессирован и отец Николай Мезенцев, но будучи допрошен, виновным себя не признал.
Советские власти приговорили протоиерея Николая к трём годам заключения и отправили его в тюрьму в Нижний Новгород. Через девять месяцев все осуждённые по этому делу были досрочно освобождены. Вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре Петропавловский собор захватили обновленцы, и он перешёл служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.
В 1933 году протоиерей Николай был вновь арестован по обвинению в том, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев 70-летний священник провёл в тюрьме под следствием и в конце концов был приговорён к штрафу. В это время Свято-Троицкий храм был закрыт, и прихожане начали хлопотать о его открытии, а поскольку среди них было много греческих подданных, то они обратились в Греческую миссию в Москве, в чём им деятельно помог отец Николай, составляя прошения в официальные учреждения и советуя, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили - дали разрешение на открытие храма, и в 1934 году в Свято-Троицком храме снова стали служить. Настоятелем его был поставлен священник-грек, которому было тогда восемьдесят пять лет, и хотя он ещё мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже никуда не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе.
15 декабря 1937 года протоиерей Николай был арестован в третий раз. На этот раз к сокрытию церковных ценностей, добавилось обвинение в помощи скрыться сыну - белому офицеру, и активную помощь греческой общине в её хлопотах по открытию храма. Этим, по мнению властей, он «возбуждал население против советской власти» и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти».
Отец Николай не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Были вызваны два лжесвидетеля - один был сокамерником священника, а другой членом церковной двадцатки. Они и подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения исповедника. 14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая к расстрелу - и он был расстрелян.
В 1998 г. священномученик Николай прославлен Священным Синодом Украинской Православной Церкви, как местночтимый святой Крымской епархии. 13−16 августа 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви включил имя священномученика Николая в Собор святых новомучеников и исповедников Российских.
иерей
16.01.1892 г.
Место
Таврическая губ., г. Симферополь
Кто рукоположил
владыка Мартиниан (Муратовский)
Таврическая губ., г. Симферополь, Таврическая Духовная Семинария
Должность
преподаватель церковного пения
1891-1892 гг.
Увлечение музыкой помогло Николаю сблизиться с семьей известного в Крыму протоиерея
Михаила Маркова и вскоре он женился на его дочери, девице Елизавете. Впоследствии
у них было четверо детей: Сергей, Анна, Ольга, Михаил
Таврическая губ., г. Симферополь, церковно-приходская школа при Таврическая Духовная Семинарии
иерей
Должность
преподаватель Закона Божия и духовник Семинарии
1892-1903 гг.
Живой и восприимчивый, о. Николай сумел усвоить знания и духовный опыт прот. Михаила,
своего тестя. О. Михаил никогда не роптал при обидах и лишениях, молчал и терпел,
и это было лучшим примером, чем любые слова и назидания для молодого
иерея Николая Мезенцева. Он почувствовал в прот. Михаиле своего отца и многое
увидел его глазами, ощутил его сердцем. Их духовное родство не вызывало сомнений,
и со временем люди стали замечать, как о. Николай становится преемником прот. Михаила.
В это время о. Николай много трудится на благо Матери-Церкви. Сам возрастая духовно,
он стяжал Благодать Божию. Рассудительный и трезвенный, он был назначен духовником
Семинарии. По благословению архиерея о. Николай занимался разработкой вопроса об
устройстве в Таврической епархии вдовьего дома, состоял членом ревизионной
комиссии по ревизии благочиннических и монастырских книг, законоучителем
женской воскресной школы. Музыкальный талант и соответствующая подготовка
помогли ему устроить курсы церковного пения для учителей и учительниц
церковноприходских школ. Все это он делал безвозмездно.
В 1908г. о. Николай получил благодарность от Симферопольского благотворительного
общества за регулярное совершение вечерних служб в богадельне общества и за
ведение народных чтений. В следующем году о. Николай был назначен членом комиссии
для наблюдения над постройкой нового здания семинарской больницы, а в 1901г.
участвовал в постройке новой семинарской церкви
Таврическая губ., г. Симферополь, церковь Рождества Богородицы при больнице Таранова -Белозерова
протоиерей
Должность
настоятель
1903-1922 гг.
С 1910г. - казначей Таврического епархиального попечительства о бедных духовного
звания
Таврическая губ., г. Симферополь, женская гимназия В. А. Станишевской
протоиерей
Должность
преподаватель Закона Божия
Дата начала: 1903 г.
Таврическая губ., г. Симферополь, Петропавловский собор
протоиерей
Дата начала: 1923 г.
Когда о. Николай вернулся из заключения церковь Рождества Богородицы была закрыта,
и он стал служить в Петропавловском соборе. Позже собор стал пристанищем обновленцев,
которых возглавил митрополит Алексий (Баженов). О. Николай перешел в другой храм
Таврическая губ., г. Симферополь, Свято-Троицкая греческая церковь (ныне Свято-Троицкий собор)
протоиерей
Дата окончания: 02.1933 г.
О. Николай служил в храме до его закрытия. К этому времени о. Николаю исполнился
71 год. За плечами тяжелые годы: расстрел сына, тюрьма и девять арестов
Таврическая губ., г. Симферополь, Свято-Троицкая греческая церковь
протоиерей
1933-1937 гг.
В феврале 1933 года Свято-Троицкая церковь была закрыта и ее начали перестраивать
под интернат для детей. Но община всеми возможными средствами решила
бороться, отстаивая свои права. Невзирая на жуткое время полного
правового беспредела, православным удалось выйти с ходатайством на греческую
миссию в Москве. Еще раньше, по совету о. Николая обратившись к греческому
консулу, они смогли отстоять колокольный звон, к тому времени уже запрещенный.
Помогло и то, что многие члены общины были греческими поддаными. О. Николай активно помогал
греческой общине бороться за храм - давал советы, составлял прошения к властям.
Когда в 1934 году храм открылся, о. Николай стал официально помогать 85-летнему
настоятелю о. Митрофану Василькиоти, взял на себя весь труд служения, чтобы храм
не был закрыт снова. В 1934 году власти запретили о. Николаю служить, он вынужден
был уйти в за штат, но продолжал помогать престарелому настоятелю.
В 1937 году его арестовали - власти не простили ему борьбу за восстановление
греческого храма
1. Доненко Н. Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х годов. Симферополь, 1997.
С. 48-54.
2. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
3. Доненко Николай, прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004.
С. 347-366.
Протоиерей Николай Мезенцев (1863–1938) родился в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в малоимущей семье псаломщика. Рано осиротев, духовное образование получил за казенный счет. В 1891 году приехал в Симферополь и был принят преподавателем в Таврическую духовную семинарию. В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Таранова Белозерова и оставался им до своего ареста в 1923 году.
Установление советской власти повлекло немало трагических событий, как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич - офицер Добровольческой армии - прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения Богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение. Собрание прихожан решило выдать в помощь голодающим лом серебра и восемь риз с икон. Но властям казалось, что священник укрывает огромные церковные богатства, поэтому отец Николай был арестован. Ему предъявили обвинение в расхищении, сокрытии и небрежном хранении церковных цен костей, а также в оказании сопротивления при их изъятии. Протоиерея Николая Мезенцева осудили на три года концлагерей отправили в нижегородскую тюрьму, откуда выпустили досрочно спустя десять месяцев.
По возвращении в Симферополь отец Николай служил в Петропавловском соборе, затем перешел в Свято-Троицкую греческую церковь, ставшую позже кафедральным собором. Свято-Троицкий храм закрыли в феврале 1933 года, отца Николая вновь арестовали, обвинив в сокрытии ценностей теперь уже Петропавловского собора. Несколько месяцев он провел в тюрьме, заплатил 640 рублей штрафа, после чего его отпустили.
Тем временем Свято-Троицкий храм уже начали перестраивать под интернат для детей. Греческая община под руководством Анастаса Ксенитопуло встала на его защиту. Прихожане отправили ходатайство в греческую миссию в Москве. Раньше, по совету и с благословения отца Николая, они обратились к греческому консулу, с помощью которого общине удалось отстоять колокольный звон. Властям пришлось вернуть храм в 1934 году верующим, ведь большинство членов общины были греческими подданными, поэтому приходилось обращаться с ними корректно. Настоятелем храма был отец Митрофан Василькиоти. 85-летний старец, он совершал литургии, но выйти за пределы церковного двора ему уже не доставало сил. Отцу Николаю запретили совершать службы, но он помогал престарелому настоятелю исполнять требы и службы, читать и петь на клиросе.
15 декабря 1937 года протоиерея Николая Мезенцева арестовали в последний раз, обвинив в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от советской власти, принимал активное участие в возвращении Свято-Троицкого храма и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от Советской власти». Отец Николай и в этот раз не признал себя виновным, несмотря на преклонный возраст и болезни, держался мужественно, сохранял душевный покой и остался верным Христу и Его Святой Церкви. 4 февраля 1938 года священник Николай Дмитриевич Мезенцев был приговорен к расстрелу.
Свя-щен-но-му-че-ник Ни-ко-лай ро-дил-ся 8 сен-тяб-ря 1863 го-да в се-ле Крас-ная Сло-бод-ка Труб-чев-ско-го уез-да Ор-лов-ской гу-бер-нии в се-мье пса-лом-щи-ка Дмит-рия Ме-зен-це-ва. Ни-ко-лай ра-но по-те-рял ро-ди-те-лей: мать умер-ла, ко-гда ему бы-ло пять лет, а отец, ко-гда ему ис-пол-ни-лось две-на-дцать. Как круг-лый си-ро-та, имев-ший ро-ди-те-лей из цер-ков-но-го кли-ра, ду-хов-ное об-ра-зо-ва-ние он по-лу-чил за ка-зен-ный счет, а за-тем был на-зна-чен пре-по-да-ва-те-лем в Та-ври-че-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию. Епи-скоп Та-ври-че-ский и Сим-фе-ро-поль-ский Мар-ти-ни-ан (Му-ра-тов-ский) ру-ко-по-ло-жил Ни-ко-лая Дмит-ри-е-ви-ча во свя-щен-ни-ка и на-зна-чил ду-хов-ни-ком се-ми-на-рии. В 1903 го-ду отец Ни-ко-лай был пе-ре-ве-ден в храм Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы при боль-ни-це Та-ра-но-ва-Бе-ло-зе-ро-ва в Сим-фе-ро-по-ле и на-зна-чен за-ко-но-учи-те-лем жен-ской гим-на-зии. Впо-след-ствии он был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея.
В Сим-фе-ро-по-ле отец Ни-ко-лай встре-тил ре-во-лю-цию и за-хват вла-сти без-бож-ни-ка-ми-боль-ше-ви-ка-ми, прав-ле-ние ге-не-ра-ла Вран-ге-ля, по-след-ние бои меж-ду бе-лы-ми и крас-ны-ми и уход Доб-ро-воль-че-ской ар-мии из Кры-ма. Один из сы-но-вей свя-щен-ни-ка был офи-це-ром ар-мии ге-не-ра-ла Вран-ге-ля, но по-сле эва-ку-а-ции войск он остал-ся с груп-пой офи-це-ров в Сим-фе-ро-по-ле. Отец Ни-ко-лай по-мог им спря-тать-ся у ду-хов-ной до-че-ри, укрыв-шей их на чер-да-ке сво-е-го до-ма. По-сле ухо-да Бе-лой ар-мии на-ча-лись мас-со-вые аре-сты остав-ших-ся в Кры-му офи-це-ров и бес-суд-ные рас-пра-вы над ни-ми. Пре-бы-ва-ние в Сим-фе-ро-по-ле бе-лых офи-це-ров ста-но-ви-лось небез-опас-ным не толь-ко для них, но и для тех, кто да-вал им при-ют, и они ре-ши-ли про-би-рать-ся в Се-ва-сто-поль, к мо-рю. Отец Ни-ко-лай их бла-го-сло-вил, и они по-про-ща-лись на-все-гда. Вско-ре по при-бы-тии в Се-ва-сто-поль все они бы-ли аре-сто-ва-ны и рас-стре-ля-ны.
В мар-те 1922 го-да по-все-мест-но по всей Рос-сии на-ча-лось изъ-я-тие цер-ков-ных цен-но-стей из хра-мов. Во мно-гих слу-ча-ях оно про-хо-ди-ло при столк-но-ве-нии чле-нов со-вет-ских ко-мис-сий с цер-ков-ны-ми людь-ми. Не ми-но-ва-ло это и храм Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы. Во вре-мя изъ-я-тия од-на из жен-щин уда-ри-ла в на-бат, храм быст-ро на-пол-нил-ся на-ро-дом, но это не по-ме-ша-ло ко-мис-сии до-вер-шить изъ-я-тие. Свя-щен-ник, пса-лом-щик и жен-щи-на, зво-нив-шая в ко-ло-кол, бы-ли аре-сто-ва-ны.
С 5 но-яб-ря по 1 де-каб-ря 1922 го-да в Сим-фе-ро-по-ле был ор-га-ни-зо-ван от-кры-тый су-деб-ный про-цесс, на ко-то-ром в ка-че-стве под-су-ди-мых ока-за-лись ар-хи-епи-скоп Та-ври-че-ский и Сим-фе-ро-поль-ский Ни-ко-дим (Крот-ков) и по-чти все ду-хо-вен-ство епар-хии. Сре-ди дру-гих был при-вле-чен к от-вет-ствен-но-сти и отец Ни-ко-лай Ме-зен-цев. Бу-дучи до-про-шен, он ви-нов-ным се-бя не при-знал.
Про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был при-го-во-рен к трем го-дам за-клю-че-ния и от-прав-лен в тюрь-му в Ниж-ний Нов-го-род. Через де-вять ме-ся-цев все осуж-ден-ные по это-му де-лу бы-ли до-сроч-но осво-бож-де-ны; вер-нув-шись в Сим-фе-ро-поль, отец Ни-ко-лай стал слу-жить в Пет-ро-пав-лов-ском со-бо-ре. Вско-ре Пет-ро-пав-лов-ский со-бор за-хва-ти-ли об-нов-лен-цы, и он пе-ре-шел слу-жить в Свя-то-Тро-иц-кий гре-че-ский храм в Сим-фе-ро-по-ле.
В 1933 го-ду про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в том, что буд-то бы ута-ил цен-но-сти, при-над-ле-жав-шие Пет-ро-пав-лов-ско-му со-бо-ру. Несколь-ко ме-ся-цев свя-щен-ник про-вел в тюрь-ме под след-стви-ем и в кон-це кон-цов был при-го-во-рен к штра-фу. В это вре-мя Свя-то-Тро-иц-кий храм был за-крыт, при-хо-жане на-ча-ли хло-по-тать о его от-кры-тии, а по-сколь-ку сре-ди них бы-ло мно-го гре-че-ских под-дан-ных, то они об-ра-ти-лись в Гре-че-скую мис-сию в Москве, в чем им де-я-тель-но по-мог отец Ни-ко-лай, со-став-ляя про-ше-ния в офи-ци-аль-ные учре-жде-ния и со-ве-туя, как в тех или иных слу-ча-ях по-сту-пить. Вла-сти в этот раз усту-пи-ли — да-ли раз-ре-ше-ние на от-кры-тие хра-ма, и в 1934 го-ду Свя-то-Тро-иц-кий храм вновь был от-крыт. На-сто-я-те-лем его был по-став-лен свя-щен-ник-грек, ко-то-ро-му бы-ло то-гда во-семь-де-сят пять лет, и хо-тя он еще мог со-вер-шать ли-тур-гию, но по немо-щи с цер-ков-но-го дво-ра уже ни-ку-да не вы-хо-дил. Про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был на-зна-чен по-мощ-ни-ком пре-ста-ре-ло-му свя-щен-ни-ку, он ис-пол-нял тре-бы, слу-жил, чи-тал и пел на кли-ро-се.
15 де-каб-ря 1937 го-да про-то-и-е-рей Ни-ко-лай был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в со-кры-тии цер-ков-ных цен-но-стей, в том, что сын его был бе-лым офи-це-ром и он по-мо-гал ему скры-вать-ся, а так-же в том, что ак-тив-но по-мо-гал гре-че-ской об-щине в ее хло-по-тах по от-кры-тию хра-ма и тем са-мым «воз-буж-дал на-се-ле-ние про-тив со-вет-ской вла-сти» и, «бу-дучи в кур-се де-я-тель-но-сти контр-ре-во-лю-ци-он-ной гре-че-ской на-цио-на-ли-сти-че-ской ор-га-ни-за-ции, скры-вал это от со-вет-ской вла-сти».
Отец Ни-ко-лай не при-знал се-бя ви-нов-ным в контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. Бы-ли вы-зва-ны два лже-сви-де-те-ля — один был со-ка-мер-ни-ком свя-щен-ни-ка, а дру-гой чле-ном цер-ков-ной два-дцат-ки. Они и под-пи-са-ли про-то-ко-лы с по-ка-за-ни-я-ми, необ-хо-ди-мы-ми для осуж-де-ния свя-щен-ни-ка. 14 фев-ра-ля 1938 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла про-то-и-е-рея Ни-ко-лая к рас-стре-лу — и он был рас-стре-лян.
Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)
«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка. Фев-раль». Тверь. 2005. С. 4-7