Биография. Юрий Константинович Шафраник: биография Шафраник нефть

03.06.2024 Симптомы

Юрий Константинович Шафраник ‒ коренной сибиряк. Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль (Ишимский район Тюменской области) в крестьянской семье. Русский.

Окончил два факультета Тюменского индустриального института ‒ инженер-электрик по автоматике и телемеханике и горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений. Доктор экономических наук (2006 г.)

С 1974 года трудился на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории.

В 1980 году ‒ с первых дней обустройства нового, Урьевского, нефтяного месторождения ̶ работает в НГДУ «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год ‒ генеральный директор сформированного им производственного объединения «Лангепаснефтегаз».

В 1990 году в ходе альтернативных выборов становится председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. Является зачинателем введения платного недропользования в нефтегазовом комплексе России, одним из инициаторов и разработчиков закона «О недрах».

В сентябре 1991 года Указом Президента России назначен главой администрации (губернатором) Тюменской области. Тюменская область в этот период – флагман всех новаций в сфере недропользования в России.

С января 1993 года ‒ министр топлива и энергетики Российской Федерации, организатор структурной перестройки нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики, перехода их на рыночные условия хозяйствования. В том же году избран сенатором Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В 1997 году ‒ советник председателя Правительства Российской Федерации. При этом создаёт и возглавляет Центральную топливную компанию, которая в короткие сроки заняла лидирующую позицию на региональном оптовом рынке нефтепродуктов.

В 2000 году создаёт и становится председателем Совета директоров Международной инвестиционной группы компаний «СоюзНефтеГаз» (СНГ).

Ю.К. Шафраник является председателем Высшего горного совета, председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России, председателем Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, председателем Совета директоров Института энергетической стратегии, президентом Фонда «Мировая политика и ресурсы». Автор ряда книг, активно выступает на авторитетных международных форумах, регулярно встречается с лидерами стран и международных организаций.

Награжден государственными орденами и медалями, Лауреат премии Правительства Российской Федерации (1999 г.) Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации (2010 г.) Почетный гражданин города Лангепаса, Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.

Женат, имеет сына и дочь.

Производственник (1974‒1990)

Лангепаснефтегаз

22 декабря 1979 года было образовано нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Урьевнефть», задача которого заключалась в освоении новых нефтяных месторождений около деревни Урьевской в Нижневартовском районе Тюменской области. Освоение началось с вырубки просек и возведения временного вахтового поселка Лангепас, который расположился в 15 километрах от реки Оби, на правом берегу одного из островов протоки Каюковской. Название поселка в переводе с хантыйского языка означает «Беличьи угодья».

Строительство поселка началось 20 сентября 1980 года с момента сооружения производственной базы и общежития для строителей. Одновременно строились баня, гараж, электростанция, столовая и другие социальные объекты. 15 августа 1985 года Лангепасу был присвоен статус города. Общая площадь его составляет 50 квадратных километров. За пять лет с сотни человек первопроходцев численность населения в 1985 году составила 35 тысяч человек. В настоящее время это современный город с населением свыше 43 тысяч жителей. По уровню благоустроенности жилищного фонда Лангепас ‒ один из лидеров в Ханты-Мансийском автономном округе.

Ю.К. Шафраник начал работать в НГДУ «Урьевнефть» с февраля 1980 года. С 1987 по 1990 год был организатором и руководителем производственного объединения «Лангепаснефтегаз». Принимал непосредственное участие в начале освоения нового нефтяного района ‒ месторождений Лангепасской зоны (Урьевское, Поточное, Покачевское и др.), создании инженерной инфраструктуры и строительстве городов Лангепас и Покачи. В результате к 1990 году добычу нефти в Лангепасском нефтяном районе удалось поднять фактически с нуля до 30 миллионов тонн в год.

За успешную производственную деятельность Ю.К. Шафраник в 1988 году был награжден орденом Дружбы народов.

Политик (1990‒1997)

Тюменская область

Тюменская область ‒ один из сложно построенных субъектов Российской Федерации. В ее состав входят два автономных округа: Ханты-Мансийский является лидером российской нефтедобычи, а Ямало-Ненецкий ‒ природного газа. Ю.К. Шафраник, работая генеральным директором производственного объединения «Лангепаснефтегаз», в марте 1990 года избирается депутатом Тюменского областного Совета народных депутатов, а 14 апреля 1990 года в результате альтернативных выборов из восьми кандидатур ‒ председателем облсовета.

Богатейшая по запасам углеводородного сырья, Тюменская область остро нуждалась в создании механизмов стабильного формирования бюджета. Отдавая невосполнимое сырье, жители области должны быть уверены, что территория получает адекватную компенсацию для социально-экономического развития. Поэтому Ю.К. Шафраник с группой единомышленников разрабатывает и проводит через областной Совет в декабре 1990 года Концепцию развития Тюменской области, основой которой является механизм введения платности недропользования.

Активность и системный подход к развитию области отмечают в Правительстве и Администрации Президента. Именно поэтому одну из первых поездок в регионы после своего избрания в 1991 году президент Б.Н. Ельцин совершает в Тюменскую область. Во время своего визита он отчетливо видит, какой огромный вклад в экономику и бюджет страны вносят жители области.

Большим успехом Ю.К. Шафраника была подготовка документа и подписание президентом Указа №122 «О развитии Тюменской области», в котором определены как стратегические направления: введение платности недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний, рыночный механизм формирования цен на нефть, создание Фонда развития области и т.п. Указ оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие региона. Полученные от недропользования средства направлялись прежде всего на развитие здравоохранения (многопрофильная клиническая больница, завод лекарственных форм), повышение культуры сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса.

В соответствии с этим Указом органам власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов было поручено образовать специальную структуру территориального управления ‒ Администрацию Программы развития Тюменской области. Предполагалось, что федеральные органы власти делегируют Администрации Программы часть своих полномочий, что позволит более оперативно решать проблемы социально-экономического развития всех трех субъектов Федерации.

Определенные сложности во взаимоотношении области и автономных округов возникли во время так называемого парада суверенитетов. Снизить накал политического противостояния позволило создание (после назначения Ю.К. Шафраника в сентябре 1991 года главой администрации Тюменской области) Административного совета, в который вошли руководители территориальных администраций и Советов. Претерпев за многие годы определенные изменения, Административный совет продолжает успешно и эффективно работать.

Для деятельности Шафраника в период с начала 1990-го до конца 1992 года особенно характерно слово «впервые». Впервые были проведены альтернативные выборы руководителя областного Совета, впервые прошла российско-американская конференция по инвестициям в область; Тюмень установила деловые отношения с руководством земли Нижняя Саксония в ФРГ и провинции Альберта в Канаде и обменялась официальными делегациями, а фермеры юга области прошли обучение в лучших хозяйствах Голландии. Тюменская область одним из первых российских регионов подписала Договор о сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития (1992 г.)

Минтопэнерго

12 января 1993 года президент Борис Ельцин подписал Указ о назначении Юрия Шафраника министром топлива и энергетики.

Это был не просто сложный, а поистине драматический период в судьбе России: рушились политические скрепы, разрывались экономические узлы, державшие жизнеобеспечение страны. Резко менялись формы хозяйствования и собственности. При этом часто отрицались даже те экономические принципы и механизмы, которые давно и успешно используют страны с развитой рыночной экономикой.

Тогда, избавляясь от огромных монстров ‒ советских министерств, которые были политическими и хозяйственными органами, можно было либо пойти по пути развала их производств (вплоть до самостоятельности каждого цеха), либо строить принципиально новый, отвечающий требованиям времени орган федерального управления.

Министерской команде Шафраника удалось выработать новые подходы, обеспечить разработку новой энергетической политики России, которая была утверждена постановлениями Правительства и Указами Президента. Именно Новая энергетическая политика стала тем нормативным документом, который определил рамки и направления, создал основу для реформирования всех отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Ядром реформирования были платность недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний как основы структуры отраслей, адаптация методов хозяйствования и механизмов управления к тем экономическими моделями, которые в то время реализовывались в государстве.

Прошедшее время показало, что по всем основным отраслям ТЭК ‒ электроэнергетика, газовая, нефтяная и угольная промышленность (как наиболее тяжелая социально) ‒ были приняты эффективные и результативные решения. Именно они во многом обеспечили к концу 90-х ‒ началу 2000-х рост основных показателей, объемов добычи и производства, радикальное снятие социальной напряженности в этих отраслях и регионах.

Столь масштабные процессы реформирования требовали проведения огромной работы по нормативно-правовому обеспечению. Она велась через межведомственные комиссии, которые возглавлял Шафраник, через Государственную Думу и Совет Федерации. Безусловно, наличие у министра ещё и статуса сенатора, избранного прямым голосованием от Ханты-Мансийского автономного округа, позволило ему создать значительную правовую поддержку новым законам на всех уровнях государственной власти. Принятые законы, постановления, указы и другие нормативные акты создали необходимое правовое поле и задел для деятельности компаний во всех отраслях ТЭК на многие годы. Во-первых, компании и предприятия ‒ независимо от формы собственности ‒ могли действовать в рыночных условиях как в стране, так и за рубежом. Во-вторых, в новых экономических условиях создавались новые собственники и новая собственность.

При этом Шафраник четко различал приватизацию предприятий и реформирование отраслей ТЭК. Именно такой подход он отстаивал в Правительстве при решении важнейших вопросов российской энергетики. Деятельность по приватизации потребовала огромной подготовительной аналитической работы, создания сложного механизма согласительных процедур с предприятиями, территориями, федеральными министерствами и ведомствами. На заключительном этапе предложения в Правительство вносила специальная межведомственная комиссия, которую возглавлял руководитель Минтопэнерго.

Наряду с успехами были и издержки, вызванные революционностью и радикальностью реформ. Но главное, что они позволили новым компаниям выжить в бурный период формирования рыночных отношений, ускорить их адаптацию к особенностям западной экономики.

Шафраник неоднократно подчеркивал необходимость создания привлекательного для западных инвесторов инвестиционного климата на предприятиях ТЭК и подготовки новых масштабных проектов. При его непосредственном участии был подготовлен и начал реализовываться проект по строительству Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Долгие годы он был председателем Совета директоров КТК. Проектами, которые осуществили своеобразный инвестиционный прорыв в российский ТЭК, стали Балтийская трубопроводная система, освоение Тимано-Печорской нефтяной провинции, «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Позже, в 2000 году, за большой вклад в осуществление двух последних проектов Ю.К. Шафраник был награжден орденом Почета.

Формирование новых экономических отношений в топливно-энергетическом комплексе поставило вопрос об изменении форм и механизмов управления ТЭК. На тот момент большинство компаний имело контрольные пакеты акций, закрепленные в федеральной собственности. Официально управление ими осуществляло Госкомимущество России, однако из-за недостатка квалифицированных специалистов это управление было во многом формальным.

Являясь убежденным государственником Шафраник подготовил и внес в Правительство ряд проектов Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации о передаче пакетов акций предприятий ТЭК, закрепленных в федеральной собственности, в Минтопэнерго России. Кроме того, предлагалось продлить сроки нахождения акций нефтяных компаний в федеральной собственности. Проект постановления попал в прессу и Шафраник был обвинен в попытке остановить приватизацию и национализировать нефтяные компании. Ситуация обострилась еще сильнее, когда Правительство приняло схему проведения залоговых аукционов.

Шафраник выступил против этого. Тем не менее, залоговые аукционы прошли с «большим успехом» и ряд ведущих нефтяных компаний оказались в частных руках за очень небольшие деньги по сравнению с их реальной рыночной стоимостью.

Несмотря на активное создание нефтяных компаний, большинство из них представляли достаточно рыхлые образования в организационном плане. Необходимо было выработать и реализовать механизм их структурного, организационного и финансового укрепления. Эти задачи решал подготовленный Шафраником Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 года, №327, «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний». Данный Указ создавал условия для усиления вертикальной интеграции и совершенствования структуры нефтяных компаний, а также закреплял статус акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт» как основных объектов государственного регулирования в нефтяном комплексе.

Кроме того, Государственное предприятие «Роснефть» преобразовывалось в акционерное общество и наделялось особыми полномочиями Правительства РФ по доверительному управлению закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, не вошедших в состав нефтяных компаний, и функциями генерального заказчика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по общеотраслевым программам, а также по реализации государственной доли углеводородов по соглашениям о разделе продукции.

Указ Президента существенно повышал и укреплял статус Министерства топлива и энергетики России, наделяя его новыми полномочиями по координации управления нефтяным комплексом. Можно без преувеличения сказать, что Указ №327 открывал новую страницу в развитии нефтяного комплекса России. То, что в стране сегодня есть мощные нефтяные компании, ‒ заслуга именно этого Указа. И хотя выдвинутая Шафраником в 1995 году идея создания Национальной нефтяной компании не была воспринята Правительством, документ за номером 327 по факту определял компанию «Роснефть», как Национальную, поскольку ей были переданы все соответствующие полномочия.

Бизнесмен (1997 ‒ настоящее время)

ЦТК

В 1997 году Ю.К. Шафраник в сотрудничестве с Ю.М. Лужковым создает Центральную топливную компанию, которая, даже несмотря на известные общероссийские экономические и финансовые проблемы, в короткое время уверенно заняла свою нишу на региональном оптовом рынке нефтепродуктов. Уже по итогам 1998 года ОАО «Центральная топливная компания», по оценке журнала «Эксперт», вошла в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.

С первых шагов своей деятельности Правление ОАО «ЦТК» во главе с Ю.К. Шафраником поставило перед собой цель не допускать топливных кризисов и способствовать наполнению местного (московского) бюджета, а также стабилизировать топливообеспечение московского региона для экономической и экологической безопасности столицы.

В соответствии с Концепцией развития ОАО «ЦТК» за короткое время компании удалось подписать важные соглашения с крупными энергетическими регионами ‒ Азербайджаном, Казахстаном, Татарстаном, Удмуртией и др. Еще один несомненно успешный этап ‒ погашение долга в федеральный бюджет. Проблема эта стояла настолько остро, что вопрос расчетов МНПЗ с федеральным бюджетом рассматривался неоднократно Временной чрезвычайной комиссией, возглавляемой В.С. Черномырдиным.

ОАО «ЦТК» тесно сотрудничало с Татнефтью и ЛУКОЙЛом, уверенно входило в новые углеводородные проекты. Предприятия компании вели активную инвестиционную деятельность. За три года (1998 - 2000) на капитальное строительство было затрачено 2 млрд 469 млн рублей. За все время существования ОАО «ЦТК» (начиная с 1997 года) компанией было привлечено и возвращено кредитных средств на сумму 299 млн долларов США, что наглядно свидетельствует о кредитоспособности ОАО «ЦТК» и доверии к ней со стороны ведущих кредитных и финансовых учреждений.

Компанией были заложены основы формирования крупной сбытовой сети АЗС в Московском регионе. По состоянию на 01.01.2001 года в состав сбытовой розничной сети компании входило 63 АЗС ОАО «Моснефтепродукт», 9 АЗС ЗАО «ПАРКойл» и 88 АЗС ОАО «Московская топливная компания».

Начав с нуля в 1997 году, ЦТК за короткое время стала одним из лидеров в России по эффективности нефтепереработки, объему продаж нефтепродуктов и контролю регионального рынка.

Из-за разницы в подходах к стратегии дальнейшего развития ОАО «ЦТК» Ю.К. Шафраник уходит из компании вместе со всей командой менеджеров. С июля 2000 года возглавляет Межгосударственную нефтяную компанию «СоюзНефтеГаз», являясь председателем Совета директоров.

СоюзНефтеГаз

Закрытое акционерное общество «Межгосударственная нефтяная компания «СоюзНефтеГаз» , являющееся экспертно-аналитическим ядром одноименной Международной группы компаний, изначально создано (2000 г.) для расширения экономического сотрудничества между странами СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки путем реализации проектов геологоразведки, обустройства и разработки нефтегазовых месторождений, оказания сервисных услуг предприятиям нефтегазодобычи (в том числе бурение и ремонт скважин, включая поставку оборудования и внедрение передовых технологий в области нефтегазодобычи).

За минувшие годы руководство компании наладило широкие устойчивые контакты с высшими должностными лицами стран ‒ ведущих производителей нефти и газа, международных энергетических организаций (ОПЕК, Международное энергетическое агентство и др.), а также крупнейших нефтегазовых компаний мира. Ю.К. Шафраник является членом Совета директоров компании First Calgary Petroleum (Канада), акции которой котируются на биржах Торонто и Лондона.

География реализованных и новых проектов «МГНК «СоюзНефтеГаз» и её дочерних компаний наряду с Россией охватывает (по алфавиту) Азербайджан, Алжир, Великобританию, Ирак, Йемен, Казахстан, Камерун, Канаду, Колумбию, Мадагаскар, Норвегию, Сирию, США, Сомали, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Филиппины, ЮАР. Все проекты готовились «с нуля» и на основе прямых инвестиций.

Только за первые 10 лет суммарный объём прямых инвестиций, привлечённых в проекты с участием Союзнефтегаза, превысил 4 млрд долл. А общий объём коммерческих запасов, подготовленных с участием компании, превысил 1 млрд тонн н.э.

Жизненная позиция

Я благодарен судьбе, что родился, вырос и встал на ноги именно в тот период, когда полным ходом шло освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Еще учась в институте отчетливо уяснил себе: без Севера и без большого дела я не смогу жить. По бизнесу, как и по жизни в целом, у меня формула одна: результат.

Мы можем и должны выбрать направление (вектор) устойчивого развития России ‒ свой путь с учетом наших желаний и возможностей ‒ и двигаться в этом направлении, используя весь арсенал рыночных и государственных методов управления, своевременно отслеживая, прогнозируя ситуацию и принимая оперативные решения в соответствии с принятой Стратегией. Приоритет здесь может быть только один ‒ российский национальный интерес.

Курс на формирование вертикально интегрированных нефтяных компаний был выбран абсолютно правильно. Такая структура имеет массу организационных, финансовых, технологических преимуществ по сравнению с тем, что представляла собой нефтяная промышленность бывшего СССР, и, как показывает мировой опыт, наиболее соответствует условиям рынка.

К сожалению, до сих пор не устранена тенденция передела собственности, не создано условий для развития новых частных предприятий, для надежной защиты частных инвестиций. Приватизационно-рейдерские процессы поглощают огромные силы и средства. Вокруг этих процессов формируются банковские, промышленные и иные объединения, в эти действия втягиваются политики, депутаты, что я считаю самым негативным итогом ошибок, допущенных ещё в начале реформ. Магистральный путь развития ТЭК России ‒ перестать делить старую собственность, а создавать новую, реализуя проекты за счет привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных.

Я не был сторонником форсированных темпов приватизации. В странах со столетней историей рыночных отношений процесс подготовки и сама приватизация занимают годы, а мы избавились от государственной собственности за месяцы! Уж если продавать, то все должно быть точно расписано по годам; должно быть просчитано, сколько денег государство получит, и определено, на что потратит.

Наша важнейшая задача ‒ развитие нефте- и газохимии. На зарубежных рынках надо продавать не только «литры, кубы и килограммы», т.е. не только добытые углеводороды, но и продукцию их глубокой переработки. Кроме того, нам уже давно следовало заняться импортозамещением, адаптацией высоких технологией, направляя их ‒ в первую очередь ‒ на обеспечение внутренних потребностей отраслей ТЭК.

Мелких компаний должно быть много. Ведь это инвестиции, новые рабочие места, заказы на трубы, оборудование и т.п. Под реальный проект на конкретном месторождении небольшая частная компания всегда найдет кредит и сумеет расплатиться, безусловно, если государство своей налоговой системой это позволит. Что особенно важно, деятельность данного сектора нефтедобывающей промышленности основывается на абсолютно новых площадях. Это не передел государственной собственности, а создание новой собственности, что надо приветствовать и пропагандировать!

России крайне необходимо, выстроив правильно политику на ближайшие десятилетия, укрепиться и стать влиятельным государством. Отрасли топливно-энергетического комплекса страны располагают для этого необходимым кадровым, интеллектуальным, производственным, ресурсным потенциалом. Надо только строить могущество страны не за счет ТЭКа, а с помощью ТЭКа. Практика показывает, что это две большие разницы. Поэтому столь же необходимо повысить ответственность государственных органов за эффективное использование финансовых средств, полученных благодаря ТЭКу.

Единые электроэнергетическая и нефтегазоснабжающая системы являются уникальными в мировой практике технологическими комплексами, обеспечивающими надежное энергоснабжение и хозяйственную интеграцию всех регионов страны. Это ‒ во многом ‒ пример для всего мира. Создавая такие системы, мы опередили многие развитые страны, что особенно наглядно видно сейчас в период глобализации. Главная цель энергетической и экономической политики государства ‒ максимально эффективно использовать природные ресурсы, человеческий и технологический потенциал для повышения качества жизни граждан России, понимая под качеством не только тепло и свет в достаточном количестве, не только рост материального благосостояния, но и сохранение природной среды, развитие социальных и духовных атрибутов жизни.

Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль Ишимского района Тюменской области. Окончил Тюменский индустриальный институт, получив две специальности: инженера-электрика по автоматике и телемеханике (1974 г.) и горного инженера по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений (1980 г.).

1974—1976 годы — слесарь-ремонтник, инженер-технолог цеха автоматизации производства, старший инженер цеха научно-исследовательских и производственных работ НГДУ «Нижневартовскнефть».

1976—1985 годы — начальник лаборатории ЦНИПР НГДУ «Белозернефть», начальник ЦИТС, главный инженер, начальник НГДУ «Урьевнефть» (г. Лангепас).

1985—1987 годы — второй секретарь Лангепасского горкома КПСС, первый зам. генерального директора ПО «Татнефть» по Западной Сибири, начальник специального аппарата Миннефтепрома СССР (г. Лангепас).

1987—1990 годы — генеральный директор ПО «Лангепаснефтегаз».

1990— 1991 годы — председатель Тюменского областного Совета народных депутатов.

1991— 1993 годы — глава администрации Тюменской области.

1993—1996 годы — министр топлива и энергетики Российской Федерации.

1996— 1997 годы — советник председателя правительства Российской Федерации.

1997— 2001 годы — председатель правления ОАО «Центральная топливная компания».

С 2001 года — председатель правления ЗАО Межгосударственная нефтяная компания «Союзнефтегаз». В настоящее время председатель совета

Союза нефтегазопромыш-ленников России, председатель Высшего горного совета РФ.

Ю.К. Шафраник — кандидат экономических наук. Награжден орденами Дружбы народов, Почета, медалями. Является лауреатом премии Правительства Российской Федерации.

Оценить по достоинству.

Убежден: опыт Главтюменнефтегаза до сих пор так и не оценен по достоинству!

Первый раз я побывал в главке еще студентом пятого курса Тюменского индустриального института. Впереди было распределение на работу и, несмотря на то, что в Тюмени главков было несколько (геологов, строителей, газовиков), я решил, что буду распределяться именно в Главтюменнефтегаз. Моими целями были — поработать на Севере и поучаствовать в большом деле. Вопрос состоял только в том, куда попаду: в Сургут? Нефтеюганск? Нижневартовск? Мегион? Урай? Урай, кстати, тогда считался одним из самых лучших поселков.

В 60-е и начале 70-х годов внимание прессы, телевидения, регулярные приезды высоких гостей, студенческие стройотряды создавали атмосферу происходящего огромного, великого процесса, который притягивал и увлекал. Я работал в стройотрядах на нефтяных объектах Тюменского Севера и имел представление, что это такое. Поэтому никаких колебаний и сомнений не было: поеду работать на Север!

В те годы и первый секретарь Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербина, и начальник Главтюменнефтегаза В.И. Муравленко уделяли большое внимание Тюменскому индустриальному институту. Они регулярно встречались со студентами, выступали перед ними, а Виктор Иванович, насколько я помню, был в индустриальном даже председателем госкомиссии.

Первые полтора-два года я работал в Нижневартовске слесарем, потом мастером. В то время для меня, молодого инженера, начальник НГДУ был большим руководителем, но в том развороте работ, которые шли на Самотлоре, Главтюменнефтегаз был главной организующей силой.

На предприятиях, в том числе в НГДУ «Нижневартовскнефть», где я работал, большое внимание уделялось молодым инженерам и техникам. Активно действовали советы молодых специалистов, причем зачастую они решали реальные, очень серьезные производственные задачи и проблемы.

В 1976 году я впервые выступал на ежегодной конференции молодых специалистов Главтюменнефтегаза. Надо сказать, что эти конференции были хорошей школой для молодых инженеров. В главке заботливо относились к молодым специалистам. Чувствовалось огромное желание руководителей в максимально короткие сроки подготовить специалиста, «обкатать» его в деле, поскольку на местах ощущался кадровый голод.

Хорошо помню, как после конференции нас принимал в своем кабинете В.И. Муравленко. Надо учиться у таких людей отношению к молодым специалистам. Виктор Иванович беседовал с председателями советов молодых специалистов всех НГДУ часа полтора-два. Рассказывал о программе работ, о подходах к решению тех или иных задач. Было видно, что делает это он не по обязанности, а действительно хочет, чтобы мы прониклись значимостью и масштабностью проекта. Одной такой беседы достаточно для молодого человека, чтобы понять и впитать проблематику и на своем рабочем месте на месторождении осознать конкретную роль и свою задачу. Считаю, что ежегодные конференции, встречи с руководителями Главтюменнефтегаза, всяческое поощрение деятельности молодых специалистов (а такой подход был везде, сверху донизу), конференции и семинары на уровне НГДУ — все это давало очень много для становления инженера и руководителя.

Потом, уже будучи начальником НГДУ «Урьевнефть», а затем генеральным директором объединения «Лангепаснефтегаз», я пытался создать такую же систему работы с молодыми инженерами.

Когда Виктора Ивановича не стало, я, находясь на самой низкой ступени управленческой иерархии, все равно почувствовал: происходят изменения. Это не значит, что в Главтюменнефтегазе абсолютно все держалось на Муравленко, но роль первого руководителя огромна. Этот урок я вынес на всю жизнь. Когда видел на Самотлоре, как разворачивались работы в 70-е годы, когда по решению коллегии главка в действие приходили десятки, сотни тысяч людей, — это впечатляло!

Сегодня, уже с высоты прожитых лет, могу с уверенностью повторить: роль и значение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, роль и значение Главтюменнефтегаза как организатора крупнейшего мирового проекта недостаточно оценены, изучены, проанализированы. Такой проект был единственным в мире! Это уникальный опыт, когда в фантастически короткие сроки были достигнуты столь высокие результаты. Это заслуга штаба отрасли в Тюмени.

Темпы, концентрация сил и ресурсов, сроки, ответственность, инженерные решения — все настолько значительно и масштабно, что и по сей день Россия базируется на этом комплексе. Уверен, что ближайшие 20—25 лет половину добычи углеводородного сырья в России будет давать Западно-Сибирский НГК. Отсюда роль и значение Главтюменнефтегаза — тех, кто начинал выстраивать эту структуру, и тех, кто впоследствии продолжил ее развивать и укреплять. Когорта выдающихся руководителей создала в Тюмени нефтегазовый комплекс — это сила и гордость России!

Безусловно, очень много достойных фамилий. В то время звучали фамилии буровых мастеров, сварщиков, водителей, мастеров добычи, строителей. И это было правильно, это цементировало трудовые коллективы, создавало атмосферу состязательности, гордости за сделанную работу. Сейчас в переделах собственности, в празднествах по случаю пятилетия или десятилетия той или иной компании никак нельзя забывать фамилии тех людей, чьим трудом создавалось могущество нефтяного комплекса в 60—80-х годах уже прошлого века.

Проходя те или иные должностные ступени, могу сказать, что бывали ситуации, когда я соответствовал должности, а бывало, когда назначали «на вырост». В таких случаях особенно остро чувствовал ответственность. Эта ответственность пронизывала всю управленческую иерархию от начальника Главтюменнефтегаза до самых низов.

Не могу не назвать плеяду талантливых руководителей и организаторов, которые в разные годы возглавляли Главтюменнефтегаз: Аржанов, Булгаков, Кузоваткин... Кстати, именно Роман Иванович Кузоваткин принимал меня на работу слесарем-ремонтником в НГДУ «Нижневартовскнефть». Это люди, которые вложили колоссальный труд в создание и развитие Западно-Сибирского НГК. Каждый из них работал в свое время, но никакое время никогда не было легким.

Безусловно, период моего регулярного общения с руководителями и специалистами Главтюменнефтегаза наступил, когда я возглавил вначале НГДУ, а затем объединение в Лангепасе. Это был период руководства главком Валерия Исааковича Грайфера. События в стране и в экономике делали тот период очень тяжелым. В.И. Грайфер поддерживал и развивал все лучшие традиции как в вопросах перспективы, так и координации, кадровой политики, ответственности. Валерий Исаакович, безусловно, профессионал высочайшего класса, поражала его работоспособность, знание деталей и мелочей, организованность и собранность.

Можно уверенно и ответственно говорить, что проект создания Западно-Сибирского НГК ни по объемам, ни по срокам, ни по результатам невозможно было реализовать при управлении из Москвы. Поэтому абсолютно правильно решили ряд главков союзного значения приблизить к месту событий. Их возглавляли руководители высокого уровня в ранге заместителей министров.

Главтюменнефтегаз все годы своей работы, без всякого преувеличения, был боевым штабом Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, где вырабатывались и реализовывались сложнейшие организационные, технические и технологические решения. При этом за тоннами, кубометрами, рублями, машинами и механизмами руководители главка всегда видели человека. Это очень показательно — возможно, именно такой подход и позволил решить задачи, которые и в сегодняшней оценке остаются грандиозными и уникальными.

Кто бы теперь ни начинал крупный проект в России или в мире, он обязан обратиться к опыту Главтюменнефтегаза. Ведь именно здесь были воспитаны и подготовлены руководители, которые умеют организовать работы по добыче нефти с «нуля» до 30—50 млн. тонн. И это всего за 10—15 лет! Сегодня эти имена хорошо знают в мире: В. Алекперов, В. Богданов, С. Муравленко, А. Рязанов, А. Нуряев, В. Отт и многие другие. Им по плечу реализация самых дерзких проектов мирового масштаба, потому что они прошли школу Главтюменнефтегаза...

Ю.К. Шафраник Из книги «Главпоменнефтегаз», 2005 г.

Предшественник: должность учреждена Преемник: Владимир Ильич Ульянов 27 сентября - 12 января Предшественник: должность учреждена
(Л.Ю. Рокецкий как пред. облисполкома) Преемник: Леонид Юлианович Рокецкий 12 января - 9 августа Предшественник: Владимир Михайлович Лопухин Преемник: Пётр Иванович Родионов Рождение: 27 февраля (1952-02-27 ) (67 лет)
с. Карасуль, Тюменская область , РСФСР Отец: Шафраник Константин Иосифович (р. 1927) Мать: Шафраник Галина Дмитриевна (р. 1929) Супруга: Шафраник Татьяна Александровна Дети: Инга, Денис

Юрий Константинович Шафраник (р. 27 февраля 1952 года) - российский политический деятель, глава администрации Тюменской области с по 1993 год , министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год , председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года , председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования .

Биография

Трудовая деятельность

С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз » слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. С 1980 года - начальник центральной инженерно-технологической службы, главный инженер, начальник нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Урьевнефть». С по 1990 год - генеральный директор предприятия «Лангепаснефтегаз ».

В августе 1996 года ушёл в отставку с поста министра топлива и энергетики РФ. Отставка была связана с особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.

Избирался в Совет Федерации первого созыва от Ханты-Мансийского автономного округа (1993-), входил в состав Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

Звания, награды и должности

  • Доктор экономических наук (2006)
  • Член президиума Горной академии
  • Академик Академии технологических наук
  • Академик Международной академии топливно-энергетического комплекса
  • Председатель правления Фонда содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. В.Посувалюка
  • Член Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина
  • Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999)
  • Фактический владелец «Сибнефтебанка » до декабря 2013 года.

Награды:

  • Орден Дружбы народов ()
  • Орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2002)

Семья

Женат, имеет сына и дочь.

Напишите отзыв о статье "Шафраник, Юрий Константинович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шафраник, Юрий Константинович

– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.

На нью-йоркской презентации стратегического альянса "Роснефти" и ЕххоnMobil вице-премьер Игорь Сечин сказал, что альянс такого уровня соизмерим с выходом человека в открытый космос. Прокомментировать это заявление и значение самой сделки мы попросили экс-министра топлива и энергетики РФ, председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника.

Юрий Константинович, не слишком ли мощное сравнение сделал Игорь Иванович Сечин?

Юрий Шафраник: Во всяком случае, речь идет о чрезвычайно важном и знаменательном событии. Ведь заполучить крупнейшую в мире нефтяную компанию (ее инвестиции в 2011 г. составили $36 млрд, а капитализация - $401 млрд) младшим партнером российской компании в освоении нашего океанского шельфа в Арктике - результат поистине впечатляющий.

При этом "Роснефть" еще получит долю в трех североамериканских проектах Еххоn. То есть мы идем к американцам: две дочерние структуры "Роснефти" - зарегистрированная в Делавэре Neftegaz Holding America Limited и RN Cardium Oil Inc. - заключили пакты о приобретении по 30% от доли ЕххоnMobil в западном Техасе и Канаде. А американцы идут к нам со своими технологиями.

Это решение выглядит стратегически верным?

Юрий Шафраник: Да, так как российский ТЭК пока не обладает необходимыми возможностями для самостоятельного освоения арктических нефтяных полей. И времени на их поиск у нас также нет. В случае если наши нефтяники опоздают с началом освоения шельфа, страна в перспективе реально рискует лишиться лидерства на мировом энергетическом рынке.

Именно это, по всей видимости, является главной причиной активного привлечения иностранцев в святая святых российской экономики?

Юрий Шафраник: Я никогда не был противником привлечения иностранных инвестиций, технологий и компаний для развития отечественной экономики. Важно только, чтобы любой стратегически значимый проект в любой отрасли на нашей территории осуществлялся с нашим контрольным пакетом - в широком смысле этого словосочетания.

Совместное предприятие между управляемым государством (что крайне важно) российским нефтяным гигантом ОАО "Роснефть" и компанией Еххоn, по оценке самих партнеров, может в итоге добыть нефтегазовые ресурсы общим объемом примерно в 90 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Такая цифра впечатляет.

Это долгосрочное сотрудничество, которое должно будет продолжаться десятилетиями - 30, 40 или 50 лет, заявил Игорь Сечин. Не слишком ли далеко заглядываем?

Юрий Шафраник: Для стратегического альянса предполагать длительные сроки нормально. К слову, сотрудничество ЕххоnMobil и "Роснефти" продолжается уже 16 лет. В 1996 году смелый и верящий в перспективы совместной работы Еххоn рискнул "рвануть" на Сахалин. Тогда остров представлял собой настолько удручающее зрелище, что тянуть с освоением его ресурсов, с экономическим преобразованием острова было бы, пожалуй, преступно. Договорившись со знаменитой компанией, нам удалось привлечь многомиллиардные инвестиции, получить немало нефти и газа, придать жизни на Сахалине созидательный смысл. А государство (в лице "Газпрома" и "Роснефти") получило приличную долю участия в проектах.

Добавлю, что именно на Сахалине действует первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). А проект "Сахалин-1", оператором которого является Эксон Нефтегаз Лимитед - один из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями и образец применения передовых технологических решений. Не случайно здесь достигнута самая высокая скорость бурения в мире.

Не скажу, что сахалинские проекты осуществлялись без издержек, но это грандиозные проекты, и они послужили обкаткой для более масштабного стратегического сотрудничества. Честь и хвала всем, кто сумел "отшлифовать" сахалинские проекты и замахнуться на шельфовый.

Кстати, сейчас, чтобы снизить нынешние - арктические - риски партнеров, российское правительство уменьшает налоги на столь значимых и сложных проектах. И не удивительно, что глава Еххоn Рекс, некогда работавший в России, лично попросил у Владимира Путина о более благоприятных условиях для работы компании.

А что мешало нам договориться с американцами несколько лет назад?

Юрий Шафраник: Договариваться по колоссальным совместным проектам всегда крайне сложно. Не секрет, что визиту Игоря Ивановича Сечина предшествовало трудное десятилетие для иностранных инвесторов, стремившихся получить доступ к огромным российским нефтяным богатствам. В прошлом году сорвалась попытка заключить аналогичный - причем крайне выгодный для России - альянс между "Роснефтью" и ВР, а в прошлом месяце было отложено окончательное решение по гигантскому проекту производства сжиженного природного газа на Штокмановском месторождении.

Однако работа с возможными партнерами велась непрерывно. И не последнюю роль в рождении нынешнего "космического" альянса сыграли встречи Владимира Путина с главой ЕххоnMobil Рексом Тиллерсоном, в том числе в августе прошлого года.

По оценкам ряда экспертов, заключенное соглашение выходит далеко за рамки рядовых коммерческих сделок даже между крупнейшими системообразующими корпорациями и носит исключительно политический характер. Вы с этим согласны?

Юрий Шафраник: Нет ни одного нефтегазового проекта, который не был бы политическим. Даже если все президенты дружно скажут, что проекты по нефти и газу вне политики, то это будет всего лишь дипломатическая игра. В нефтегазовых проектах политика была, есть и будет, поскольку энергетика - важнейшая составляющая мировой экономики. С другой стороны, можно сказать, что нет ни одного проекта, который бы был сугубо политическим. Если руководство страны принимает решение о реализации нефтегазового проекта, исходя, в первую очередь, из соображений политики, то тем самым оно наносит урон своему государству. Да и компании не станут участвовать не то что в чисто политическом проекте, но и в проекте, где политика превалирует, где просят: "Давай, ради нашей гегемонии вложи два миллиарда!" Грамотные акционеры и профессиональные менеджеры никогда под этим не подпишутся.

Есть основания согласиться с тем, что ЕххоnMobil становится партнером России по освоению шельфа на весьма длительную перспективу!

Юрий Шафраник: Надеюсь, что так и будет.

ИТАР-ТАСС, специально для "Российской газеты"

Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье.

Окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «инженер-электрик по автоматике и телемеханике» в 1974 году, и по специальности «горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений» в 1980 году.

С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. С 1980 года - начальник центральной инженерно-технологической службы, главный инженер, начальник нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год -

генеральный директор предприятия «Лангепаснефтегаз».

14 апреля 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. В августе 1991 года по время ГКЧП встал на сторону Ельцина и в сентябре 1991 года Указом Президента РФ был назначен главой администрации Тюменской области.

В январе 1993 года занял пост министра топлива и энергетики РФ, ушел в отставку в августе 1996 года. Отставка его была связана с его особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.

Избирался в Совет Федерации первого созыва от Ханты-Мансийского автономного округа (1993-1995), входил в состав Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

С августа 1996 года - председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании, одновременно с августа 1996 года по апрель 1997 года - советник Председателя Правительства РФ. Одновременно.в феврале 1997 года включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании.

Лучшие дня

С апреля 1997 года по январь 2001 года являлся председателем правления, затем президент ОАО «Центральная топливная компания». С августа 2000 года являлся председателем совета директоров, с сентября 2001 года - председателем правления Межгосударственной нефтяной компании «СоюзНефтеГаз», также был председателем совета директоров «Удмуртской национальной нефтяной компании» (1998).

Звания, награды и должности

Кандидат экономических наук (2003)

Член президиума Горной академии

Академик Академии технологических наук

Академик Международной академии топливно-энергетического комплекса

Председатель правления Фонда содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. В.Посувалюка

Член Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина

Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999)

Орден Дружбы народов (1988)

Орден Почёта (2000)

Орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2002)