Воображение относится к. Воображение. Основные пути создания образов

06.03.2024 Препараты
  • 9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.
  • 10. Общее понятие о темпераменте. Учения о темпераменте. Психологическая характеристика свойств темперамента. Темперамент и деятельность.
  • 11. Учение о характере в психологии. Классификация черт характера. Структура характера и ее свойства. Психологические и социальные условия формирования характера. Понятие «акцентуация характера».
  • 12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.
  • 13. Психологические особенности дошкольника и их учет в педагогическом процессе.
  • 14. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе
  • 15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
  • 16. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
  • 17. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
  • 1. Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
  • 2. Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания. Цели воспитания и проблема их реализации.
  • 3. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.
  • 4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.
  • 5. Закономерности и принципы воспитания.
  • 3 Основные закономерности:
  • Коллектив как объект и субъект воспитания.
  • 7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
  • 8) Виды и методы обучения. Характеристика и сравнительный анализ видов обучения.
  • 9. Понятие, признаки и структура педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
  • 10. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку.
  • 11. Система образования на современном этапе. Характеристика Закона рф об образовании.
  • 12. Современное состояние и основные проблемы специальной педагогики и психологии.
  • 13. Причины, классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка.
  • 14.Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений нарушенного развития ребенка.
  • 15. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
  • 16. Личностные качества и способности педагога. Стили пед.Общения и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Личностно-профессиональное развитие педагога.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
  • 18. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
  • 5.Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.
  • 6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.
  • 7.Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.
  • 9.Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.
  • 10.Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.
  • 11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.
  • 12. Группа как субъекты и объекты социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.
  • 13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения
  • 14. Сущность и функции доо. Доо как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности доо.
  • 15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.
  • 16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.
  • 17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.
  • 18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.
  • 19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.
  • 20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
  • 9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.

    Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

    Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.

    Виды воображения: 1 ) воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.

    Виды воображения:

    «»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.

    Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

    Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

    Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

    Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

    Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

    Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.

    Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

    1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

    2) гиперболизация - характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.

    3) заострение - подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

    4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

    5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.

    Развитие воображения.

      Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

      Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

      Мечта - образы желаемого будущего.

    Воображе́ние – способность человеческого ума к построению образов и предположений, категорически неприемлемая в делании христианского подвижника.

    Деятельность человеческого воображения неразрывно связана с силой человеческого ума. Эта деятельность вполне приемлема во многих областях человеческого творчества – науке, искусстве и пр. Однако она лишается всякого значения в молитвенной жизни, не имеет никакого положительного смысла для познания .

    Источник духовной жизни – Сам , а не созданные человеком образы и догадки. Познание Бога нисходит от Самого Бога, подается через Его Божественную . Оно не достигается собственными человеческими усилиями, а потому требует решительного запрета на деятельность воображения. Человек познает Бога настолько, насколько Сам Бог открывается Ему. Тварное создание не в состоянии заменить это деятельностью тварного ума и всякая подобная замена ведет к духовной деградации человека, к духовной гибели. Если в области науки и культуры воображение имеет положительную ценность, то в деле Богопознания оно способно причинить вред человеческой , заменяющей Бога своими чувственными образами.

    Воображению святые отцы противопоставляют : «Один образ трезвения есть непрерывно смотреть за воображением, или иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения» () .

    «Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати, – учит прп. . – Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом» .

    «Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображены: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. …

    Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно, вид Христа, или Ангела или какого Святого, – словом сказать, какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.

    Самый опасный, неправильный образ молитвы бывает тогда, когда молящийся сочиняет силой своего воображения мечты или картины, заимствуя их по видимости из Священного Писания, в сущности же из собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами он льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, есть вымысел и ложь, столь свойственные, столь возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном выходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, произвольно подчиняется влиянию сатаны.

    Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести».
    Св.

    Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

    Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

    Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

    Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

    Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо и как он будет это делать. Таким образом он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

    Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.

    Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

    В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д.

    Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

    Виды воображения

    Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

    Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вис временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше - внутренними субъективными проблемами. Такое воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

    Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

    Несмотря на то что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

    Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корпя со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

    Благодаря этой способности человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это "прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения", которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

    Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новое сочетание.

    Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

    Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

    Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам.

    Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

    В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

    Материалами пассивного воображения так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

    Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

    • - агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
    • - гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
    • - схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
    • - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
    • - заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

    — Воображение. Влияние на жизнь
    — Сила воображения меняет реальность
    — Метод мысленных тренировок

    Воображение есть способность формировать мысленные образы чего-то, что не может восприниматься органами чувств. Способность ума построить психологические сцены, объекты или события, которых не существует, нет, и не случилось, в прошлом. Память на самом деле является проявлением фантазии.

    Каждый человек обладает некоторой способностью воображения. У некоторых это может быть высокоразвито, а в других может проявляться в очень слабой форме. Это проявляется в различной степени у разных людей. Воображение позволяет представить весь мир в уме.

    Это дает возможность посмотреть на любую ситуацию с различной точки зрения, и позволяет мысленно исследовать прошедшее и будущее. Оно проявляется в различных формах, одна из которых, это мечты. Хотя простая мечтательность может сделать вас непрактичным.

    Некоторые мечты, если не заниматься чем-то, что требует внимания, обеспечивают временное счастье, спокойствие и освобождение от стресса. Можете путешествовать со скоростью света в своем воображении в любом месте без каких-либо препятствий.

    Это дает возможность чувствовать себя свободным, хотя и временно, и только в уме, от задач, трудностей и неприятных обстоятельств. Воображение не ограничивается только видением картинок в голове. Оно включает в себя все пять органов чувств и ощущений. Можете себе представить физические ощущения, запах, звук, вкус, чувства или эмоции.

    Одним людям легче увидеть мысленные картины, другим легче представить себе чувства, а некоторые чувствуют себя более комфортно, когда представляют ощущения одного из пяти чувств. Обучение воображению дает возможность объединить все органы чувств.
    Сильное и развитое воображение не делает вас мечтателем и непрактичным.

    Наоборот, оно укрепляет свои творческие способности, а также это отличный инструмент для создания и реконструкции вашего мира и жизни. Это большая сила, которая может изменить всю вашу жизнь. Оно широко используется в магии, творческой визуализации и аффирмации. Они являются создателем и обстоятельством события.

    Когда знаете, как работать с ним, можете сделать ваши желания сбывающимися.
    Воображение играет большую роль и имеет в жизни каждого из нас большое значение. Это гораздо больше, чем простая мечтательность. Мы все используем ее, сознательно или бессознательно, в большинстве наших повседневных делах.

    Мы используем наше воображение, когда планируем вечеринки, поездки, работу или встречу. Используем его, когда описываем события, объясняем, как найти определенную улицу, пишем, рассказываем или готовим торт.

    Воображение является творческой силой, необходимой для изобретения инструмента, проектирование платья или здания, рисования картины или написания книги. Творческая сила воображения играет большую роль в любой области для достижения успеха. То, что мы представляем себе с верой и чувством, приходит к нам.

    Это власть, творческая визуализация, позитивное мышление и аффирмации.
    Визуализация объекта или ситуации, часто повторяемый мысленный образ, привлекает в нашу жизнь объект или ситуацию. Это говорит о том, что думать нужно только в позитивном ключе о наших желаниях.

    Иначе можем создать жизнь, события, ситуацию и людей, то, что мы действительно не хотим. На самом деле это происходит у большинства из нас, потому что мы не используем силу воображения правильно. Если не признаем, насколько важна, сила воображения, пусть даже это бунт, ваша жизнь не может быть счастливой и успешной, как хотели бы ее видеть.

    По некоторым причинам, большинство людей предпочитают думать в негативном ключе. Их не ждет успех. Они ожидают худшее, и когда терпят неудачу, считают, что судьба против них. Это отношение должно быть изменено, и, соответственно, тогда жизнь улучшится.

    Понимание того, как использовать свое воображение правильно, и применяя эти знания на практике, для собственных выгод и для других, поставит вас на золотой путь к успеху, удовлетворению и счастью.

    — Сила воображения меняет реальность

    Ученые доказали: сила воображения действительно меняет реальность.

    Психологи Кристофер Даволи и Ричард Абрамс из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) доказали, что воображение влияет на существующую реальность.

    Во время эксперимента от испытуемых требовалось как можно быстрее отыскать среди разбросанных по экрану монитора букв предварительно выбранные экспериментатором и отметить выполнение задания нажатием кнопки. На время прохождения теста участников просили представить себе одну из двух ситуаций: в первой из них испытуемый держит монитор обеими «воображаемыми» руками, а во второй его руки находятся за спиной. Результаты показали, что при мысленном изменении позы волонтеры тратили заметно больше времени на поиск букв.

    Таким образом, эффективность выполнения определенного типа заданий может увеличиваться не только при физическом изменении положения тела, но и при мысленной перемене позы. По мнению ученых, это доказывает истинность концепции, которую выдвинули спортивные психологи: силой воображения действительно можно изменять реальность. Главное верить в то, что видишь. творит чудеса.

    Многие люди уделяют массу времени совершенствованию своего тела — бассейн, турник, атлетический зал и многое другое служат для наращивания мышц, — но серое вещество такими средствами увеличить невозможно. А вот занятия медитацией способствуют увеличению объемов некоторых отделов головного мозга. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес).

    С помощью высокоточного сканирования мозга было установлено, что у людей, регулярно практикующих медитацию, отделы, связанные с проявлением эмоций, заметно больше, чем у контрольной группы.Люди, систематически занимающиеся медитацией, часто проявляют положительные эмоции, обладают способностью сохранять душевное спокойствие и вовлекать посторонних людей в заботливое отношение к окружающим.

    Все 22 исследуемых занимались медитацией довольно давно: от 5 до 46 лет, средняя продолжительность составила 24 года. Большинство из них посвящает этому занятию от 10 до 90 минут в день.

    — Метод мысленных тренировок

    Сила воображения – тот же навык. И его надо накачать, как и многое другое! Существует даже .

    1) Выделите 20 минут, чтобы провести их в уединенной, спокойной обстановке. Это можно делать утром сразу после пробуждения или вечером, перед отходом ко сну. Можно позаниматься и в обеденный перерыв, если рядом есть парк.

    2) Расслабьтесь. И представьте себе ту ситуацию, которую желаете видеть, представьте то, что так важно для вас. Картинка должна быть яркой и цветной. Посмотрите, как удачно складываются события и все происходит нужным вам образом.

    3) Включите звук. Оживите картинку. Услышьте, что говорят вам люди, что вы говорите им в ответ. Какие еще звуки слышатся рядом – гудок автомобиля, шум дождя, тиканье часов или, может быть, приятная мелодия.

    4) Ощутите себя в этой ситуации. Как вы одеты? К чему прикасается ваша рука? Какая у вас осанка, как вы держите голову, как вы стоите или сидите, насколько уверенно вы себя ощущаете.

    5) Вдохните запахи – чем пахнет ваша картинка – свежемолотым кофе, осенними листьями… Какие эмоции у вас вызывают эти запахи?

    6) Ощутите удовлетворение, воодушевление и радость от полученного результата.

    7) Закончите свое упражнение.

    ВАЖНО! Проводить такие занятия регулярно и постоянно. Тогда ваше сознание научится быстро обрабатывать получаемый запрос и реализовывать его.

    Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

    Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

    Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.

    Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуется его. Для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» - вымысел прежде всего как замысел.

    Под воображением в самом широком смысле слова иногда понимают всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения». Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отождествлению первого с памятью.

    Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой - образное воспроизведение обычно, как показывают исследования, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь.

    Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать.

    Для воображения в тех высших его формах, в которых полностью проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно данному - сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти исходит из отношения, с одной стороны, воспроизведенных образов памяти, с другой - воображения объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, то есть тот процесс, продуктом или содержанием которого является представление. Общие закономерности этого процесса имеют существенное значение для психологии искусства.

    Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.

    Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

    Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

    Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

    Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

    С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

    Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, так что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением»

    Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

    А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

    Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

    Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

    Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

    Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.