В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина.
По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
«Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи...
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!»
Вошед, проворчал так сармат молодой.
«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!
не заставь нас приняться за сабли!»
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их...
Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят, не шелохнется и дуб и береза;
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет... ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».
«Иван Сусанин» – это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени. 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент
Находился юный Михаил Романов.
Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.
Естественно
Польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.
Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.
Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.
Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.
Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.
Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.
Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.
(2
оценок, среднее: 5.00
из 5)
Цели. Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста; выявить мотивы поведения героя и определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам; найти в произведении и осмыслить значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; развивать умения чувствовать настроение героя произведения.
Оборудование. Учебник "Родная речь" (авт. М.В. Голованов, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова, кн. 3, ч. 1), Толковый мини-словарь, грамзапись оперы М.Глинки "Иван Сусанин", проигрыватель.
ХОД УРОКА
Учитель. Над какой темой мы начали работу на предыдущем уроке?
Дети. Над поэтической тетрадью "Светлый край берез, моя Россия".
У. О чем говорится в стихах, собранных в этой поэтической тетради?
Д. О Родине, о природе родного края.
У. Чему бы вы хотели научиться на уроке?.. Что нужно делать на уроке, чтобы выполнить эти цели?
Дети отвечают.
– Тема сегодняшнего урока – «Образ главного героя в думе К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин"». (Учитель записывает на доске. ) Откройте учебник на странице 145.
У. По традиции наших уроков перед чтением произведения – несколько слов об его авторе. Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: в чем видел смысл жизни человека Рылеев?
Сообщение делает заранее подготовленный ученик.
Ученик 1. Творчество Кондратия Федоровича Рылеева относится к первой четверти ХIХ века, золотого века русской литературы. Рылеев – поэт-декабрист. Все его творчество было проникнуто высокими идеалами, чувствами любви и восхищения народом. Смысл жизни человека Рылеев видел в служении Родине. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной важными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. В 1823 г. вступает в тайное Северное общество и вскоре становится одним из его руководителей. В декабре 1825 г. он находится на Сенатской площади, где началось восстание против царя и где оно было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева как особо опасную. В числе пяти известных декабристов Рылеев был приговорен к смертной казни и повешен.
У. Важное место в поэтическом наследии Рылеева занимают стихотворения, которые носят название "дума". В украинской народной поэзии думой называлась песня об исторических событиях и народных героях. К какому жанру русской литературы близка дума по своему содержанию?
Д. К былинам.
У.
По замыслу автора думы должны были дать
читателю представление о русской истории и ее славных героях. Вместе с
тем думы должны были воспитывать читателей в духе патриотизма. В думах
отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо известному историческому герою
и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин... Вероятно, это имя вам уже знакомо. Что вы знаете об этом
человеке?
Выслушиваются ответы детей.
– Перенесемся в начало ХVII века.
Сообщение об исторической обстановке в то время делают учащиеся.
Ученик 2.
Тяжелые времена переживала тогда Русь.
В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды
поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали
людей. С этим не могли смириться русские люди.
В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил
Романов. Поляки, узнав об этом и предвидя, как повредит это их намерению
завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Победа казалась им
легкой, царь еще не успел окружить себя верными подданными и превратить
свое жилище в неприступную крепость.
Ученик 3.
Рассуждая таким образом, отправили они
отряд самых решительных злодеев во владение князей Романовых. Это
поместье было в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в
Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский
дом, в котором жил молодой Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню
и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина.
Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как им найти поместье нового
царя Михаила Федоровича. Чтобы не вызвать подозрений, злодеи
притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с
неожиданным счастьем. Но Сусанин был умен и сметлив. Он догадывался, что
имеет дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами господина своего.
Чувствуя, что от его скромности и осторожности зависит жизнь царя, он в
ту же минуту решился на все, чтобы только спасти его.
Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить
дорогих гостей до самого дома царя. Притворное простодушие крестьянина
обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда
было нужно. Но Сусанин повел их через дремучие леса в противоположную
сторону от настоящей дороги.
У. Вот как рассказал об этом подвиге поэт.
Чтение учителем думы Рылеева "Иван Сусанин".
– Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.
Дети отвечают.
– Почему поэтическое слово заставляет нас волноваться, сопереживать герою?
Дети пытаются ответить на этот вопрос.
– Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения. Во-первых, нам должны быть понятны значения слов и выражений. Для этого прочитайте стихотворение еще раз, отметьте слова и выражения, смысл которых вам непонятен.
У. Узнайте значения подчеркнутых вами слов в специально подготовленных словариках.
Работа с Толковым мини-словариком.
Не видно ни зги – полный мрак, ничего не видно.
Сарматы – название племени кочевников.
Ляхи – поляки.
Гумно – сарай для сжатого хлеба.
Москаль – на Украине и в Белоруссии прозвище русских.
Жупан – полукафтан.
Окончины – окна.
Русское племя – русский народ.
Окольная тропа – в стороне от кратчайшего пути.
Дебри – непроходимые леса.
Вотще – тщетно, напрасно.
– Значения каких слов вам удалось выяснить? Значения каких слов (выражений) остались непонятными?
Учитель объясняет значения непонятных слов.
У.
Когда я читала стихотворение, когда вы его
перечитывали, удалось ли вам перенестись в те далекие годы, в тот
дремучий непроходимый лес,
а может быть, даже представить себя на месте Сусанина или стать
невидимым свидетелем тех событий? Выделите в стихотворении строки,
которые помогают читателю представить себе густой лес, морозную зимнюю
ночь, зловещее молчание лесной чащи, наступление утра.
Дети выполняют задание.
– Каким вы представили себе главного героя? Дайте ему характеристику, опираясь на предложенный план.
На доске:
Дети работают в парах, готовят ответы, проверяют друг друга. Затем два человека дают характеристику главному герою.
– Как вы считаете, какой момент был самым тяжелым для Сусанина?
Детьми предлагается два варианта ответа: раздумья Сусанина во время ночлега и заключительная сцена – смерть героя.
– Перечитаем первый отрывок.
Д. Измученные дальней дорогой поляки засыпают. Не спит лишь Сусанин, который ждет зарю – последнюю в своей жизни.
У. Давайте послушаем арию Ивана Сусанина из одноименной оперы М.Глинки, которая поможет нам понять состояние героя. Каким настроением проникнута эта музыка?
Д. Мрачным, скорбным. Тяжело у него на душе. Сусанин прощается с родными, прощается с жизнью.
У. Сусанин, как и всякий человек, боится смерти, но он сдерживает страх, и сознание выполненного долга укрепляет его дух. Перечитаем последнюю сцену.
Дети читают.
– Каким настроением проникнуты эти строки?
Д.
Настроение торжественное, героическое,
патриотическое.
– Сусанин умирает с высоко поднятой головой, с сознанием выполненного
долга.
У. Найдите строки, в которых сказано, с каким чувством русский человек гибнет за правое дело.
Д.
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
У. Как вы считаете, в каких строчках выражена главная мысль этого стихотворения?
Д.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
У. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
Д. Ивану Сусанину.
У. Кто думает иначе?
У. Какая музыка подошла бы к заключительному отрывку этого стихотворения?
Д. Торжественная, героическая, праздничная, со звоном колоколов.
Возможно прослушивание хора "Славься" из оперы М.Глинки.
У.
Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в
общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится
прах Сусанина, но благодарными потомками устанавливается единственный за
всю историю России памятник крестьянину – Ивану Сусанину.
Этот памятник был установлен в центре города Костромы. На массивном
постаменте в виде куба – колонна из розового гранита, которую венчал
бюст юного царя Михаила. У подножия колонны, преклонив колено, –
молящаяся фигура Ивана Сусанина. Рядом с фигурой героя – грамоты,
дарованные государем его роду. Царь щедро отплатил за усердие и
верность: он подарил детям своего спасителя земли, лежащие в
окрестностях Домнина, освободил жителей этой деревни от всех податей и
повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков
Сусанина от других государственных крестьян.
К сожалению, этот прекрасный памятник был разрушен в 1918 году, и можно
увидеть лишь лежащую на земле колонну, оставшуюся от памятника.
Позднее в центре Костромы был установлен новый памятник.
Но главный памятник Сусанину – это память в сердцах признательных
потомков.
Графиня Ростопчина посвятила несколько прекрасных строк Сусанину. Я
думаю, вы с удовольствием их послушаете.
Чтение стихотворения подготовленным учеником:
Ученик 4.
Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,
Сусанин, верный сын, честь родины своей?..
Тебя ли можем мы прославить
Деяньем рук и грудами камней?..
Чугун растопится... полудня мрамор белый
Раздробят долгие морозы русских зим...
Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,
Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!
Сей вечный памятник тебе сооружен
В сердцах признательных потомков.
У. В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый – и старый и малый. Всем миром народ поднимается на борьбу с врагом. От этого зависит судьба всего народа, всей страны. А есть ли место подвигу в наши дни? Известны ли вам случаи, когда человек жертвует собой ради спасения других?
Выслушиваются ответы детей.
– Что нового вы открыли для себя, прочитав это произведение? Что сумели понять?
Ответы детей.
Подготовить выразительное чтение думы Рылеева "Иван Сусанин".
Разделы: Начальная школа
Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).
Цели и задачи урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (1 мин)
2. Сообщение темы урока (1 мин)
– Какую тему мы изучаем? (О прошлом
Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением
К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».
4. Актуализация полученных знаний (7-10 мин)
– Рылеев Кондратий Федорович родился 18
сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье
армейского офицера, небогатого помещика. Получил
образование в кадетском корпусе в Петербурге.
Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все
его творчество проникнуто высокими идеалами,
чувством любви и восхищения народом. Жизнь
Рылеева была короткой, но насыщенной разными
событиями. В молодости он участвовал в
освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году
вступает в тайное Северное Общество.
Один из наиболее активных участников
декабрьского восстания. В 1825году активно
участвовал в восстании на Сенатской площади
против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил
деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года
Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были
казнены.
Важное место в творчестве Рылеева
занимают стихотворения, которые называются
«ДУМА». В украинской народной поэзии ДУМОЙ
называли народные песни об исторических
событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю
представление о русской истории и ее героях. В
думах отразились понятия поэта об общественном
долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному
историческому герою и чаще всего называется его
именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы
знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века.
Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба
с поляками)
Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве,
как у себя дома, распоряжались польские
захватчики. В 1613 году на русский престол был
выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки,
испугавшись, что это нарушит их планы захватить
Россию, решают погубить царя. Молодой царь
скрывается в Костроме. Русские люди не могли
мириться с произволом польских захватчиков.
Нужно было объединяться и подыматься на
защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма
Минин)
– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе
конных воинов переправился через Москву – реку и
нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой
вступили основные силы ополчения под
командованием Пожарского. Поляки дрогнули и
побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам
как раз о событиях начала XVII века. Какой же
поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь
написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как
всегда по традиции урок словарная разминка.
4. Словарная разминка (4-5 мин.)
– Объясните смысл
словосочетаний. Какой словарь поможет нам
объяснить смысл словосочетаний? (Словарь
устойчивых словосочетаний, словарь
фразеологизмов)
– Какие слова называются антонимами? (Слова с
противоположным значением)
– Какой словарь поможет нам при затруднении? (Словарь
антонимов)
5. Психофизпауза (1-2 мин.)
6. Работа с текстом (10-15 мин.)
– Кто дома прочитал это произведение? Подымите
руку.
– Какое впечатление произвела на вас дума
Рылеева «Иван Сусанин»? (Дети делятся
впечатлениями.)
– А теперь прочитаем думу.
– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем
описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается
тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце «
то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло
засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не
шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса
передает мрачное состояние: «все глуше и диче
становится лес», его ветви склонились «угрюмо до
самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство
безысходности и неизбежной смерти охватывает
людей.)
– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)
–
Чем насыщено произведение? (Диалогами)
Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог
с сыном – мягко, любя, строго. С врагами –
спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор,
враг, Сусанин, сын)
7. Итог урока (3-5 мин.)
– С каким произведением мы сегодня
познакомились? (Дума «Иван Сусанин»)
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским
героем? Почему? (Да. Рискуя жизнью, повел врагов
в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о
нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван
Сусанин»?
8. Домашнее задание (1 мин.)
Страница 37, вопросы № 1, 5
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!-
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,- так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью…
Но что там чернеет в долине за елью?»
«Деревня!- сарматам в ответ мужичок: -
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота!- избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите - не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!
Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи…
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!-
Вошед, проворчал так сармат молодой.-
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»
Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.
Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..
Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком…
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
«Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь… а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»
«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
- «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?
И с юной сестрою и с матерью хилой?»
- «Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»
Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы - злодеи царя.
«Сусанин!- вскричали,- что молишься богу?
Теперь уж не время - пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их… Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за
другом и
дут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-
Убейте! замучьте!- моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей!- закричали враги, закипев,-
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же!- сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!-
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!