Анализ думы «Иван Сусанин. К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин". методическая разработка по чтению (4 класс) на тему Анализ рассказа иван сусанин

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина.

По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый потомству.

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:

«Такой я проклятой не видывал ночи,

Слепились от снегу соколий очи...

Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!»

Вошед, проворчал так сармат молодой.

«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!

не заставь нас приняться за сабли!»

Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.

Сусанин ведет их...

Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,

То тускло засветит, то вновь пропадет.

Стоят, не шелохнется и дуб и береза;

Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчании сарматы;

Все дале и дале седой их вожатый.

Уж солнце высоко сияет с небес:

Все глуше и диче становится лес!

Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.

Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:

Ни казни, ни смерти я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.

Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет... ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».

«Иван Сусанин» – это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.

Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени. 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент

Находился юный Михаил Романов.

Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.

Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.

Естественно

Польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.

Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.

Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.

Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.

Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.

Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.

Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.

Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В. М. Васнецов - художник, чье творчест­во стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее....
  2. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый...

Цели. Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста; выявить мотивы поведения героя и определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам; найти в произведении и осмыслить значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; развивать умения чувствовать настроение героя произведения.

Оборудование. Учебник "Родная речь" (авт. М.В. Голованов, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова, кн. 3, ч. 1), Толковый мини-словарь, грамзапись оперы М.Глинки "Иван Сусанин", проигрыватель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Над какой темой мы начали работу на предыдущем уроке?

Дети. Над поэтической тетрадью "Светлый край берез, моя Россия".

У. О чем говорится в стихах, собранных в этой поэтической тетради?

Д. О Родине, о природе родного края.

У. Чему бы вы хотели научиться на уроке?.. Что нужно делать на уроке, чтобы выполнить эти цели?

Дети отвечают.

– Тема сегодняшнего урока – «Образ главного героя в думе К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин"». (Учитель записывает на доске. ) Откройте учебник на странице 145.

III. Подготовительная работа

У. По традиции наших уроков перед чтением произведения – несколько слов об его авторе. Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: в чем видел смысл жизни человека Рылеев?

Сообщение делает заранее подготовленный ученик.

Ученик 1. Творчество Кондратия Федоровича Рылеева относится к первой четверти ХIХ века, золотого века русской литературы. Рылеев – поэт-декабрист. Все его творчество было проникнуто высокими идеалами, чувствами любви и восхищения народом. Смысл жизни человека Рылеев видел в служении Родине. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной важными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. В 1823 г. вступает в тайное Северное общество и вскоре становится одним из его руководителей. В декабре 1825 г. он находится на Сенатской площади, где началось восстание против царя и где оно было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева как особо опасную. В числе пяти известных декабристов Рылеев был приговорен к смертной казни и повешен.

У. Важное место в поэтическом наследии Рылеева занимают стихотворения, которые носят название "дума". В украинской народной поэзии думой называлась песня об исторических событиях и народных героях. К какому жанру русской литературы близка дума по своему содержанию?

Д. К былинам.

У. По замыслу автора думы должны были дать читателю представление о русской истории и ее славных героях. Вместе с тем думы должны были воспитывать читателей в духе патриотизма. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин... Вероятно, это имя вам уже знакомо. Что вы знаете об этом человеке?

Выслушиваются ответы детей.

– Перенесемся в начало ХVII века.

Сообщение об исторической обстановке в то время делают учащиеся.

Ученик 2. Тяжелые времена переживала тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди.
В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки, узнав об этом и предвидя, как повредит это их намерению завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Победа казалась им легкой, царь еще не успел окружить себя верными подданными и превратить свое жилище в неприступную крепость.

Ученик 3. Рассуждая таким образом, отправили они отряд самых решительных злодеев во владение князей Романовых. Это поместье было в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как им найти поместье нового царя Михаила Федоровича. Чтобы не вызвать подозрений, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем. Но Сусанин был умен и сметлив. Он догадывался, что имеет дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами господина своего. Чувствуя, что от его скромности и осторожности зависит жизнь царя, он в ту же минуту решился на все, чтобы только спасти его.
Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить дорогих гостей до самого дома царя. Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда было нужно. Но Сусанин повел их через дремучие леса в противоположную сторону от настоящей дороги.

IV. Первичное восприятие текста

У. Вот как рассказал об этом подвиге поэт.

Чтение учителем думы Рылеева "Иван Сусанин".

– Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети отвечают.

– Почему поэтическое слово заставляет нас волноваться, сопереживать герою?

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

– Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения. Во-первых, нам должны быть понятны значения слов и выражений. Для этого прочитайте стихотворение еще раз, отметьте слова и выражения, смысл которых вам непонятен.

V. Словарная работа

У. Узнайте значения подчеркнутых вами слов в специально подготовленных словариках.

Работа с Толковым мини-словариком.

    Не видно ни зги – полный мрак, ничего не видно.

    Сарматы – название племени кочевников.

    Ляхи – поляки.

    Гумно – сарай для сжатого хлеба.

    Москаль – на Украине и в Белоруссии прозвище русских.

    Жупан – полукафтан.

    Окончины – окна.

    Русское племя – русский народ.

    Окольная тропа – в стороне от кратчайшего пути.

    Дебри – непроходимые леса.

    Вотще – тщетно, напрасно.

– Значения каких слов вам удалось выяснить? Значения каких слов (выражений) остались непонятными?

Учитель объясняет значения непонятных слов.

VI. Беседа с элементами выборочного чтения

У. Когда я читала стихотворение, когда вы его перечитывали, удалось ли вам перенестись в те далекие годы, в тот дремучий непроходимый лес,
а может быть, даже представить себя на месте Сусанина или стать невидимым свидетелем тех событий? Выделите в стихотворении строки, которые помогают читателю представить себе густой лес, морозную зимнюю ночь, зловещее молчание лесной чащи, наступление утра.

Дети выполняют задание.

– Каким вы представили себе главного героя? Дайте ему характеристику, опираясь на предложенный план.

На доске:

Дети работают в парах, готовят ответы, проверяют друг друга. Затем два человека дают характеристику главному герою.

– Как вы считаете, какой момент был самым тяжелым для Сусанина?

Детьми предлагается два варианта ответа: раздумья Сусанина во время ночлега и заключительная сцена – смерть героя.

– Перечитаем первый отрывок.

Д. Измученные дальней дорогой поляки засыпают. Не спит лишь Сусанин, который ждет зарю – последнюю в своей жизни.

У. Давайте послушаем арию Ивана Сусанина из одноименной оперы М.Глинки, которая поможет нам понять состояние героя. Каким настроением проникнута эта музыка?

Д. Мрачным, скорбным. Тяжело у него на душе. Сусанин прощается с родными, прощается с жизнью.

У. Сусанин, как и всякий человек, боится смерти, но он сдерживает страх, и сознание выполненного долга укрепляет его дух. Перечитаем последнюю сцену.

Дети читают.

– Каким настроением проникнуты эти строки?

Д. Настроение торжественное, героическое, патриотическое.
– Сусанин умирает с высоко поднятой головой, с сознанием выполненного долга.

У. Найдите строки, в которых сказано, с каким чувством русский человек гибнет за правое дело.

Д. Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.

У. Как вы считаете, в каких строчках выражена главная мысль этого стихотворения?

Д. Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

У. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Д. Ивану Сусанину.

У. Кто думает иначе?

У. Какая музыка подошла бы к заключительному отрывку этого стихотворения?

Д. Торжественная, героическая, праздничная, со звоном колоколов.

Возможно прослушивание хора "Славься" из оперы М.Глинки.

У. Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками устанавливается единственный за всю историю России памятник крестьянину – Ивану Сусанину.
Этот памятник был установлен в центре города Костромы. На массивном постаменте в виде куба – колонна из розового гранита, которую венчал бюст юного царя Михаила. У подножия колонны, преклонив колено, – молящаяся фигура Ивана Сусанина. Рядом с фигурой героя – грамоты, дарованные государем его роду. Царь щедро отплатил за усердие и верность: он подарил детям своего спасителя земли, лежащие в окрестностях Домнина, освободил жителей этой деревни от всех податей и повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян.
К сожалению, этот прекрасный памятник был разрушен в 1918 году, и можно увидеть лишь лежащую на земле колонну, оставшуюся от памятника.
Позднее в центре Костромы был установлен новый памятник.
Но главный памятник Сусанину – это память в сердцах признательных потомков.
Графиня Ростопчина посвятила несколько прекрасных строк Сусанину. Я думаю, вы с удовольствием их послушаете.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

Ученик 4.

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,
Сусанин, верный сын, честь родины своей?..
Тебя ли можем мы прославить
Деяньем рук и грудами камней?..
Чугун растопится... полудня мрамор белый
Раздробят долгие морозы русских зим...
Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,
Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!
Сей вечный памятник тебе сооружен
В сердцах признательных потомков.

VII. Итог урока

У. В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый – и старый и малый. Всем миром народ поднимается на борьбу с врагом. От этого зависит судьба всего народа, всей страны. А есть ли место подвигу в наши дни? Известны ли вам случаи, когда человек жертвует собой ради спасения других?

Выслушиваются ответы детей.

– Что нового вы открыли для себя, прочитав это произведение? Что сумели понять?

Ответы детей.

VIII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение думы Рылеева "Иван Сусанин".

Разделы: Начальная школа

Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).

Цели и задачи урока:

  • Вспомнить о событиях начала XVII века. (Тема «Смутное время» изучается в 4 классе по окружающему миру)
  • Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.
  • Обогатить словарный запас учащихся.
  • Развитие умения читать художественный текст по ролям.

Оборудование:

  • для презентации: компьютер, проектор, экран;
  • презентация (Приложение );
  • толковый словарь.
  • учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин)

2. Сообщение темы урока (1 мин)

– Какую тему мы изучаем? (О прошлом Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».

4. Актуализация полученных знаний (7-10 мин)

– Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное Северное Общество.
Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены.

Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются «ДУМА». В украинской народной поэзии ДУМОЙ называли народные песни об исторических событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века. Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба с поляками)

Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. В 1613 году на русский престол был выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки, испугавшись, что это нарушит их планы захватить Россию, решают погубить царя. Молодой царь скрывается в Костроме. Русские люди не могли мириться с произволом польских захватчиков. Нужно было объединяться и подыматься на защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма Минин)

– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам как раз о событиях начала XVII века. Какой же поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как всегда по традиции урок словарная разминка.

4. Словарная разминка (4-5 мин.)

– Объясните смысл словосочетаний. Какой словарь поможет нам объяснить смысл словосочетаний? (Словарь устойчивых словосочетаний, словарь фразеологизмов)
– Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением)
– Какой словарь поможет нам при затруднении? (Словарь антонимов)

5. Психофизпауза (1-2 мин.)

6. Работа с текстом (10-15 мин.)

  • Подготовительная работа.

– Кто дома прочитал это произведение? Подымите руку.
– Какое впечатление произвела на вас дума Рылеева «Иван Сусанин»? (Дети делятся впечатлениями.)
– А теперь прочитаем думу.

  • Чтение произведения детьми.
  • Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы.

– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце « то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса передает мрачное состояние: «все глуше и диче становится лес», его ветви склонились «угрюмо до самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.)

  • Расширение словарного запаса. Дети работают в парах, зачитывают значения слов.

– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)

  • Выразительное чтение.

Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор, враг, Сусанин, сын)

7. Итог урока (3-5 мин.)

– С каким произведением мы сегодня познакомились? (Дума «Иван Сусанин»)
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? (Да. Рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван Сусанин»?

8. Домашнее задание (1 мин.)

Страница 37, вопросы № 1, 5

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!-
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!


Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,- так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью…
Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня!- сарматам в ответ мужичок: -
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота!- избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите - не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи…
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!-
Вошед, проворчал так сармат молодой.-
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком…
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
«Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь… а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
- «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?»
- «Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы - злодеи царя.

«Сусанин!- вскричали,- что молишься богу?
Теперь уж не время - пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их… Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом и дут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-

Убейте! замучьте!- моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

«Злодей!- закричали враги, закипев,-
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же!- сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!-
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!