От чего помогают Постеризан свечи: инструкция по применению. О том,что Не нарушает пост? Почему эта ночь названа ночью предопределения Ляйлятуль Кадр

24.10.2023 Препараты

Пост нарушается при следующих обстоятельствах:

— съесть даже мизерное количество пищи – с кунжутное семечко или ещё меньше, если это произошло сознательно и без принуждения, и при этом человек знал, что это запрещено. А также Пост нарушается, если выпить, хотя бы каплю воды или лекарства.

Замечание : Пост не нарушается при вдыхании дорожной пыли, а также мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного, так как тяжело избежать этого. Не запрещается пробовать пищу, если при этом её не проглатывать.

— Пост нарушает если вода попадает в организм при интенсивном полоскании рта или при вдохе. Также Пост нарушается, если проглотить слюну, вышедшую за пределы рта, например, втянуть обратно и проглотить слюну с внешней стороны губ.

Если же была проглочена чистая слюна, собранная в полости рта, то Пост не нарушается.

Если человек проглотил мокроты, то по этому вопросу есть два заключения:

а) если мокрота поднялась в горле выше места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост нарушается.

Если мокрота в носу спустилась ниже хайшум (носовая кость, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост нарушается.

б) если мокрота поднялась в горле ниже места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост не нарушается.

Если мокрота в носу, спускаясь, не дошла до хайшума (носовой кости, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост не нарушается.

По школе имама Абу Х анифа во всех этих случаях Пост не нарушается.

— если после начала рассвета проглотить нечистую слюну, например, от дыма сигареты, выкуренной до рассвета, то Пост нарушается.

— если человека вырвало непроизвольно, и после этого он проглотил слюну до того, как очистил рот, его Пост нарушается, так как его слюна была загрязнена рвотой.

— если человек курит, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, из которых состоит дым, при курении попадают внутрь организма.

— если дым от сигареты курящего рядом, например, в машине человека попадает в дыхательные пути постящегося, то его Пост не нарушается.

— также Пост не нарушается при вдыхании дыма благовоний, например, бахура или запаха духов.

— использование клизмы через задний или передний проход также нарушает Пост. А также нарушают Пост капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь. Некоторые теологи сказали, что использование капель в уши не нарушает Пост. Применение глазных капель не нарушает Пост, также, как и инъекции подкожно или внутривенно.

— если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до полного захода солнца (то есть целый день), то его Пост недействителен.

— Пост человека, у которого произошел припадок безумия, то есть сумасшествие, даже если он длился мгновение, нарушается.

— если постящийся проспал весь день от начала рассвета до полного захода солнца, то его Пост не нарушается.

— Пост нарушается, если у женщины в день Поста началась менструация или период послеродового очищения, даже если выделения появились незадолго перед заходом солнца.

— Если у постящегося была поллюция, то есть непроизвольное семяизвержение во время сна, его Пост не нарушается. Если же семяизвержение произошло в результате онанизма или при объятиях обнаженных мужа с женой, то Пост нарушается. Если же семяизвержение произошло из-за прикосновения через изолятор, например, через одежду, и при этом не было цели вызвать семяизвержение, то Пост не нарушается.

— Нарушается Пост человека, совершившего половой акт в дневное время месяца Рамадан сознательно, помня при этом, что он соблюдает Пост и его не принуждали насильно к этому, и он при этом знал, что это запрещено, даже если у него не было семяизвержения. Если он совершил половой акт, забыв, о том, что он постится, то его Пост не нарушается, и этот день не остается для него долгом. Тот, кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью, и т.п., то он продолжает соблюдение Поста, а для совершает г усуль.

Жена Пророка Мух аммада, мир Ему, ‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, рассказала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб , Он делал полное ритуальное омовение и соблюдал Пост. Это передал имам Аль-Бухарий.

Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:

— совершение куфра без принуждения, то есть не под страхом смерти, если это было совершено сознательно, то есть не было оговоркой ; и не имеет значения, было это совершено в шутку или всерьез, или в состоянии гнева. А также независимо от того, помнил он о том, что соблюдает Пост или не помнил. Это нарушает Пост, так как не принимается поклонение от неверующего.

— семяизвержение в результате страстных поцелуев в дневное время Поста также нарушают Пост. А что касается страстных поцелуев, если это не привело к семяизвержению, то это не нарушает Пост. Но это запрещено в дневное время Поста, если человек осознавал, что это может привести к семяизвержению.

Во время Поста запрещаются, хотя и не нарушают Поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. А то, что сочинили некоторые люди и говорят:

«خَمْسٌ يُفَطِّرْنَ الصَّائِمَ النَّظْرَةُ الْمُحَرَّمَةُ وَالْكَذِبُ وَالْغِيبَةُ وَالنَّمِيمَةُ وَالْقُبْلَةُ»

ложно приписывая эти слова Пророку Мух аммаду, мир Ему. Эти слова означают, что пять вещей нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй.

Это не Х адис Пророка, и вышеупомянутые действия не нарушают Пост, но являются запретными, а некоторые из них, как, например, клевета, аннулируют вознаграждение Поста.

______________________________

Ароматические палочки.

Состояние, после которого нужно делать г усуль, например, после полового акта (с женой).

Оговорка в данном случае – это ошибка в словах; слово, фраза, ошибочно сказанные вместо других, нужных.

Вам может понравится

Каждый верующий в месяц Рамадан с особым чувством ожидает великую ночь, которая именуется «Ляйлятуль Кадр» или «Ночь предопределения». Это лучшая ночь в году, которая бывает лишь в месяце Рамадан. Сказано в Кур’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن о том, что она самая почетная, а доброе дело, совершенное этой ночью, лучше, чем дополнительные поклонения, совершаемые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Ночь Ляйлятуль Кадр может быть в любую из ночей месяца Рамадан, но большая вероятность того, что она будет в последние десять дней этого благословенного месяца. Тем не менее, точная дата этой ночи известна лишь Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую . Мудрость этого заключается в том, чтобы верующие старались больше соблюдать Повеления Аллаха и совершать благие поступки на протяжении всего месяца Рамадан

В разные времена в эту величественную ночь Аллах ниспослал известные Священные Книги: Забур, Таурат, Инджиль. Именно в эту благословенную ночь был ниспослан Аль-Кур’ан Аль-Кярим на первое небо в Бейт Аль-‘Изза. А уже после этого Аяты Кур’ана были ниспосланы Пророку Мухаммаду постепенно в течение двадцати трех лет. Сказано Пророком, мир Ему, что Кур’ан был полностью ниспослан на первое небо ночью двадцать четвертого числа месяца Рамадан.

Также сказано в Кур’ане, что в эту ночь спускаются ангелы, в числе которых самый почетный из них — ангел Джнбранль, мир Ему. Абу-Хурайра сказал, что количество ангелов на земле в эту ночь больше количества камней.

Почему эта ночь названа ночью предопределения Ляйлятуль Кадр?

В эту ночь Аллах дает знать ангелам о тех событиях, которые произойдут в течение следующею года: о том, кого постигнет смерть, а кто начнет новую жизнь; кого из рабов Аллаха поразит болезнь, бедность или несчастье; кому Аллах даст блага, здоровье и богатства и т.п. Эта ночь названа так потому, что в эту ночь земля наполняется ангелами, которые спускаются с небес.

Существуют некоторые признаки, по которым можно узнать «Ляйлят Аль-Кадр». Из них — видение особого света, который создал Аллах. Этот свет большой и яркий, отличающийся от света солнца, луны или электричества. Признаком считается видение преклоняющегося дерева или возможность услышать голоса ангелов, а также видение ангелов в их настоящем виде.

Необходимо до прекращения поста быть уверенным в том, что солнце уже зашло. Когда же верующий будет уверен, что это произошло, ему необходимо немедленно прекратить пост. Об этом сказал Пророк Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, в хадисе, который передал имам Муслим, означающее:

«Люди будут в благополучии если поспешат прекратить Пост»

Прекращая пост, Пророк Мухаммад, мир Ему. советовал съесть финик, но, если его невозможно достать, в этом случае следует выпить воду. Передал Абу Даууд о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Если кто-то из вас завершит Пост, то начинает прием пиши с финика. Если не нашел финика — пьет воду»

Перед началом трапезы желательно произнести следующее:

«Я уаси’аль-магъфирати игъфирли Бисмилляhир-Рах манир-Рах им»

«О, Aллаh! Ты Всемилостивый, Прощающий! Прости мои грехи! Я начинаю с Именем Аллаhа, Милостивою для всех на этом Свете и только для верующих на Том Свете».

«Аллаhумма ляка съумту уа `аля рызкъыкя афтъарту»

«О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пишу, которую Ты даровал мне»

Благословенное время сахур

Сахур — время перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением каждого дня поста в Рамадане могут принимать пищу. В это время желательно выпить хотя бы глоток воды. Передал имам Муслим о том. что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Соблюдайте сахур — это время благословенное»

В месяц Рамадан желательно давать больше милостыни, поддерживать связь с родственниками, читать Къур’ан, угощать постящихся на ифтарах, находиться в мечети.

Необходимо помнить, что очень важно постоянно контролировать свою речь и поступки, совершать как можно больше благих деяний, постоянно думать о совершении добрых поступков, а также подавлять в себе несдержанность и агрессивность. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Пост — это ограждение. Каждый, кто постится, пусть не совершает половой акт в дневное время и не сквернословит, а если кто-либо намерен спровоцировать его на ругань или драку, пусть скажет тому человеку, что он соблюдает пост». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Абу Хурайры.

В мусульманских странах существует традиция оповещать, верующих о начале священного месяца Рамадан выстрелом из пушки. Некоторые считают, что впервые пушка Рамадана появилась в Египте в 9-10 веке, говорят, что в Каирской Цитадели до сих пор находится тот самый экземпляр из которой впервые был сделан выстрел.

Традиция оповещать мусульман о начале месяца Рамадан выстрелом из пушки

Считается, что использовать пушки для оповещения верующих о начале Поста стали из-за расширения границ Каира — одного призыва уже не хватало, а эхо выстрела разносилось далеко вокруг, и жители не только города, но и окрестностей узнавали о том, что на следующий день начинается Пост. Эта традиция постепенно распространилась в другие мусульманские страны.

В некоторых странах верующих стали оповещать выстрелом пушки и об окончании поста каждый день на закате солнца.

Сегодня эта традиция сохранилась в Египте, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции. Тунисе и многих других мусульманских странах.

Еще одна мусульманская традиция будить постящихся на сахур барабанным боем имеет османские корни. Во времена Османского государства, специально нанятые правителем барабанщики (даяулджи) будили жителей перед рассветом.

Ночной обход «аль-мусахерати» (традиция будить постящихся на сахур)

Барабанщики ходили по всем улицам, стуча в специальный барабан (давул) и распевая четверостишия, в которых восхваляли Рамадан. Бой барабанов пробуждал верующих ото сна, чтобы они могли подняться и поесть перед тем, как целый день посилься. По обычаю, первой по бою барабана поднималась хозяйка (обычно мать семейства) или повар тот, кто готовит в доме, чтобы приготовить еду на всю семью, а затем они будили для приема нищи всех остальных домочадцев. После окончания Поста жители награждали давулджи деньгами за то, что они исправно будили их весь месяц.

Наличие в современных домах будильников и мобильных телефонов не оставляют надобности в барабанщиках, однако в Турции, откуда во многие мусульманские страны распространилась эта традиция, встретить давулджи в священный месяц Рамадан можно и сегодня в больших городах в каждом районе есть свой барабанщик, который как и много веков назад будит постящихся и восхваляет Рамадан.

Юсуф Аль-Карадави отвечает на вопросы относительно Уразы

Ураза в вопросах и ответах

Разрешается ли использовать духи во время поста?

Использование духов разрешено во время поста. Никто из правоведов не запрещает использовать духи в месяце Рамадан и не говорит, что это нарушает пост.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел о «О посте»
Перевел: Я. Расулов

Очень много людей в начале месяца Рамадан забывает о посте. Кто-то выпивает стакан воды, другой - закуривает сигару или начинает что-то есть. Он вспоминает, что соблюдает пост, после того как уже что-то поел или выпил. Разрешается ли ему продолжать поститься или пост уже нарушен?

Ответ: В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Кто, будучи постящимся, по забывчивости вкусил еду или питье, то пусть продолжит пост. Поистине, это лишь Аллах накормил и напоил его» (передал Аль-Бухари и Муслим). В другой достоверной версии хадиса говорится: «….это всего лишь пропитание, которым наделил его Аллах, нет на нем обязанности возмещать пост» (передал Ад-Даракутни). А в другой также достоверной версии сказано так: «Кто по забывчивости вкусил еду во время поста в Рамадане, то на нем не лежит обязанности возмещать пост или искуплять его (милостыней)» (передали Ад-Даракутни, Аль-Хаким)ю

Эти хадисы недвусмысленно говорят о том, что употребление, по забывчивости, пищи и питья не нарушает пост. Это согласуется со словами Всевышнего: «Владыка Наш! Ты пощади нас, коли забудем мы или ошибемся» (2:286). В достоверных хадисах сказано о том, что Аллах ответил на эту мольбу. Также в достоверном хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Поистине, Аллах простил этой умме ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Постящемуся, который, по забывчивости, принял пищу или питье, необходимо продолжить свой пост. Он не должен прекращать поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», рздел «О посте»
Перевод: Я. Расуло
в

Можно ли поститься тому, кто не совершает 5-кратную молитву?

Мусульманин обязан исполнять поклонение в его полной форме: совершать 5-кратную молитву, платить закат (ежегодный налог, взимаемый с богатых слоев населения - Перев.) соблюдать пост, совершить паломничество (хадж), когда найдет для этого возможность.

Кто без оправдательной причины не соблюдает какое-либо из этих предписаний, тот является пред Богом грешником. Правоведы Ислама выносят относительно него различные оценки. Одни считают, что мусульманин, который не соблюдает любое из этих предписаний, является «неверным» («кафиром»), другие - считают «кафиром» только того, кто не соблюдает молитву и не платит закат; с точки зрения третьих, - кафиром является только тот, кто не соблюдает молитву, поскольку она занимает особое место пред Богом и в хадисе пророка (мир ему) сказано: «Между человеком и неверием лежит оставление молитвы» (передал Муслим).

Правоведы, которые утверждают, что мусульманин является «неверным», если он не совершает молитву, не считают, что его пост будет принят Всевышним, поскольку служение, поклонение «неверного» не принимается Богом.

Некоторые правоведы считают, что подобный мусульманин сохраняет свою веру и свою принадлежность к Исламу, если он верует в Аллаха, его посланника Мухаммада (мир ему) и его откровение (Коран), не подвергая это сомнению или отрицанию. Эта группа правоведов называет подобных мусульман теми, «кто уклонился от заповеди Господа своего». Пожалуй, эта, последняя, оценка (Аллах знает лучше) является наиболее верной из всех точек зрения правоведов.

Таким образом, человек, который в силу своей лености или иных настроений проявляет упущения, халатность в исполнении одних предписаний, но соблюдает другие предписания, является человеком со слабой верой, исповедующим неполноценный Ислам. Его вера находится под угрозой, если он постоянно уклоняется от предписаний.

Но Всевышний Аллах не оставит без вознаграждения того, кто творил благие деяния. Он получит полное воздаяние сообразно со своими делами. «И все что ни делают они, занесено в их книги, где запись всех - и малых и великих дел» (54:52), «И тот, кто створил добро величиной с пылинку, узрит его! И тот, кто сотворил зло величиной с пылинку, узрит его» (99:7-8).

Юсуф Аль-Карадави,

Перевод: Я. Расулов

Нарушает ли пост полоскание рта и носа во время омовения? Нарушается ли пост, если случайно проглотил воду во время полоскания рта или носа?

Полоскание рта и носа является либо сунной (желательным образом действия. - Перев.), согласно мнению трех корифеев права: Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии, либо предписанием (фард), согласно мнению Ахмада Ханбала, который посчитал это составной частью омовения лица. Но не зависимо от того, будь полоскание рта и носа желательным делом или предписанием, оставление его не требуется во время поста.

Мусульманин, который постится, не должен глубоко заглатывать воду, полоская рот и нос, как он это делает в обычное время. В хадисе сказано: «Когда полоскаешь нос, то глубоко (заглатывай воду), если только ты не постящийся» (передал Аш-Шафии).

Если постящийся, полоская рот или нос во время омовения, непроизвольно, ненамеренно (не проявляя расточительства) проглотил воду, то пост его не нарушается. Это равносильно глотанию дорожной пыли, или пыли просеянной муки, или залетевшего в рот насекомого, поскольку все это входит в число прощаемых «ошибок» (не смотря на то, что некоторые правоведы так не считают).

Надо отметить, что полоскание рта, совершаемое вне омовения, также не нарушает пост, если только вода не проникла в желудок.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поцелуи и ласки супругов?

Поцелуи во время поста разрешены тем, кто контролирует свои чувства. В достоверном хадисе (от Аишы) говорится: «Пророк (мир ему) целовал (своих жен), будучи постящимся, и ласкал (их), будучи постящимся. Он лучше всех владел своими (чувственными) желаниями».

Умар (да будет доволен им Аллах) передает: «В один из дней я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. Я пришел к Пророку (мир ему) и сказал ему: «Я совершил большое прегрешение: поцеловал свою жену, будучи постящимся» Пророк (мир ему) спросил меня: «Как ты смотришь на то, что если бы ты, будучи постящимся, прополоскал рот?» Я ответил: «В этом нет ничего плохого». Он (мир ему) сказал: «Тогда для чего этот вопрос?»

Ибн Аль-Мунзир сказал: поцелуи (во время поста) разрешили: Умар, Ибн Аббас, Абу Хурайра, Аиша, Атта, Аш-Шааби, Аль-Хасан, Ахмад, Исхак.

Согласно школам Аль-Ханафи и Аш-Шафии, поцелуи во время поста нежелательны только для тех людей, в ком они вызывают чувственные желания. Хотя, тем не менее, воздержание от поцелуев во время поста в любом случае лучше.

Таким образом, исходное положение, от которого отталкиваются в этом вопросе, - это возбуждение и опасность извержения семенной жидкости, возникающие вследствие поцелуев. И здесь не существует разницы между людьми пожилого и молодого возраста. То есть поцелуи нежелательны во время поста для любого человека, не зависимо от его возраста, если вследствие них у него возникают чувственные желания. Соответственно, если поцелуи не вызывают возбуждения у человека, будь он пожилым или молодым, то «нежелательности» в них нет.

Разницы между поцелуями в щеку, губы или иные места не существует. Ласкания супругов в этом вопросе равносильны поцелуям.

Источник: Сайид Сабик, «Фикх-ус-Сунна»
Перевел Я. Расулов

Разрешается ли больному во время поста ставить суппозитории (свечи) от геморроя, клизму и капать лекарство в ухо?

Всем известно простое значение поста: воздержание от пищи, питья и соития. На это указывает Коран. Также всем известно какой смысл в себе несут эти запретные моменты. Его понимали и простые бедуины в эпоху Пророка, которые не нуждались в логических трактовках для понимания значения «пищи» и «питья». Также всем известно главное значение поста - это проявление покорности, поклонения Богу путем воздержания от телесных вожделений для достижения Его довольства. Как сказано в «священном» хадисе: «Всякое дело человека - для него самого, кроме поста: он (посвящен) Мне и Я воздам за него. Человек оставляет свою пищу, питье и вожделения ради Меня» (передал Аль-Бухари).

В этом смысле ни использование всех видов уколов, ни использование свечей и т.п. не является употреблением пищи или питья, как с точки зрения языка, так и с точки зрения обычая, и не противоречит установленному шариатом значению поста. А потому все это не нарушает пост. В этом деле, в котором Аллах не создал для нас тягот, не следует проявлять излишнюю строгость. В аяте, касающемся поста, Всевышний говорит: «Аллах хочет для вас облегчения, и не желает для вас тягот» (2:185).

Ибн Хазм пишет: «Пост не нарушают: клизма, лекарство, вводимое в нос, жидкое лекарство, капаемое в ухо, нос или в мочеиспускательный канал, полоскание носа (и даже если вода достигла глотки), полоскание рта (и даже если вода непроизвольно проникла внутрь глотки), использование глазного порошка (сурьмы) из любого состава и даже если он проник до горла (будь то днем или ночью), мучная или любая иная пыль (хнойная, цветочная), насекомое, случайно залетевшее в рот…».

Ибн Хазм, аргументируя свое мнение, пишет: «Аллах запрещает нам во время поста только употребление пищи и питья, соитие, намеренное вызывание рвоты и совершение грехов. Совершенно известно, что употребление пищи и питья не совершается через анальное отверстие или мочеиспускательный канал, через ухо, глаз или нос, через ранение живота или головы (то есть проникновение лекарства в желудок или кровь через рану. - Перев.). Для нас нет запрета вводить в желудок (кроме пищи и питья) то, что не запрещено в него вводить».

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя по поводу использования глазного порошка, клизмы, жидкого лекарства для мочеиспускательного канала, проникновения лекарства в желудок через рану пишет следующее: «Наиболее верная точка зрения заключается в том, что все эти вещи не нарушают пост, поскольку знания о посте, как составляющей религии, должны быть известны всем людям. Если бы все эти вещи входили бы в число запрещенных Аллахом и его Посланником дел и нарушали бы пост, то Пророк (мир ему) должен был разъяснить это. Но если Пророк (мир ему) дал бы на этот счет какие-либо указания, то об этом знали бы его сподвижники и довели бы эти сведения до мусульманской умы, также как они довели до нее остальной шариат. А так как никто из «людей знания» не передал от Пророка (мир ему) по этому поводу какого-либо хадиса (будь то достоверного или слабого), становится ясным, что на этот счет нет никаких указаний. Аллах знает лучше».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Где нужно выплачивать закат-аль-фитр (налог-милостыню): там где постился или где встретил праздник окончания месяца Рамадан?

Мусульманин выплачивает закат-аль-фитр в том городе (стране), в котором он встретил предпраздничную ночь (первую ночь месяца Шавваль), поскольку основанием этого налога-милостыни является не пост, а - «разговение», «окончание поста» («фитр»). Именно поэтому он увязывается с разговением и носит название «закат-аль-фитр» (в дословном переводе звучит как «налог разговения». - Перев.)

Если человек умрет до наступления захода солнца последнего дня месяца Рамадан, то выплачивать за него закат-аль-фит не обязательно, и даже если он постился все дни Рамадана. Если новорожденный появился на свет после захода солнца последнего дня Рамадана (т.е. в первую ночь месяца Шавваль), то нужно выплатить за него закат-аль-фитр, согласно единому мнению правоведов. Таким образом, этот налог-милостыня увязывается с праздником, с всеобщей радостью, которая должна распространятся также на нищих и бедняков. Потому относительно последних в хадисе сказано: «Обогатите их в этот день!»

Юсуф Аль-Карадави, «Современные фатвы»
Перевод: Я. Расулов

Нарушается ли пост человека, который будучи постящимся, лжет, осуждает людей за глазами, смотрит с вожделением на чужих женщин?

Полезный и полноценный пост - это пост, который улучшает человека, воспитывает желание творить добро и порождает благочестие, упомянутое в Коране: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (2:183).

Постящемуся необходимо воздержаться от слов и деяний, несовместимых с духом поста. Иначе значение его поста сведется к пустому голоданию, жажде и запретам. Пророк (мир ему) сказал: «Сколько есть постящихся, получающих от поста лишь голод, и сколько есть выстаивающих (ночами молитвы), получающих от выстаивания только бодрствование» (передал Аль-Хаким: достоверный хадис, согласно условиям Аль-Бухари). Также Пророк (мир ему) говорил: «Кто не оставит ложь и проистекающие из нее поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (передал Аль-Бухари).

Ибн Хазм считает, что грехи нарушают пост точно также как его нарушает намеренное принятие пищи. Некоторым сподвижникам Пророка (мир ему) и их современникам принадлежат высказывания, позволяющие сделать такой вывод.

Мы, хотя и не придерживаемся мнения Ибн Хазма, считаем, что грехи уничтожают благие последствия поста, нарушают цель его предназначения. Именно поэтому первые поколения исламской уммы обращали внимание на воздержание от пустословия и запретного, в такой же степени как и на воздержание от принятия пищи и питья. Умар Аль-Хаттаб, ближайший сподвижник Пророка (мир ему), сказал: «Воздержание (пост) - не только от еды и питья, но и от лжи, вздора и пустословия». Али, кузену Пророка и четвертому халифу, принадлежит следующее высказывание: «Если постишься, то пусть «постятся» твой слух, зрение и язык от лжи и греховности. Не причиняй неприятности прислуге. Будь преисполнен достоинством и умиротворением в дни твоего поста. И не делай твой обычный день и день поста равными». Маймун ибн Махран сказал: «Самое легкое в соблюдение поста - воздержание от принятия пищи».

В любом случае как у поста есть свои последствия и воздаяние, так ложь получит свое воздаяние пред Богом. «Пред Ним все (сущее) - по мере» (Сура «Гром», аят 8). А каждое деяние будет оценено и взвешено. «Не ошибается Господь мой (никогда), и (ничего) не забывает». (Сура «Та-ха», аят 52)

Поразмышляй над следующим хадисом о точности божественного расчета в день Суда, и ты сможешь найти полный ответ на свой вопрос.

Один из сподвижников Пророка (мир ему), придя к нему, спросил: «О Посланник Аллаха, у меня есть рабы. Они обманывают меня и ослушаются, а за это я браню и бью их. Что ожидает меня (в день Суда) за них?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Будут сосчитаны их обман, ложь, ослушание по отношению к тебе и твое наказание по отношению к ним. И если твое наказание окажется ниже их грехов, то эта разница в твою пользу. Если же твое наказание окажется по мере их грехов, то это ни в твою пользу, и ни против тебя. А если же твое наказание было выше их грехов, то будешь наказан за них в пределах оставшейся разницы». После этих слов сподвижник заплакал навзрыд. А Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Почему бы тебе не прочесть книгу Аллаха? «В День воскресения Мы установим верные весы, и ни одна душа ни в чем обижена не будет, и будь какое-либо (из ее деяний) весом хотя б с горничное зерно, то и его положим Мы на вес, - и Нас достаточно для проведения расчета», (Сура «Пророки», аят 47). Тогда сподвижник воскликнул: «О Посланник Аллаха, не вижу более лучшего, чем расстаться с ними (рабами). Я призываю тебя в свидетели - они все свободны!» (Передал Имам Ахмад и Ат-Термези от Аиши).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли делать уколы во время поста?

Уколы делятся на несколько видов. Можно сказать однозначно, что любые уколы, используемые для лечения, будь они внутривенные, внутримышечные или подкожные, не нарушают пост. Здесь нет разногласий.

Что же касается питательных уколов, например, глюкозные уколы, посредством которых питательные вещества сразу поступают в кровь, то относительно них ученые современности разногласят. Этот вопрос не освещен ни Пророком (мир ему), ни его сподвижниками и их современниками, поскольку о подобные методы лечения в их время не применялись. Поэтому здесь и наблюдаются разногласия.

Одна часть ученых полагает, что питательные уколы нарушают пост, так как питание поступает непосредственно в кровь человека. Согласно мнению других ученых, эти уколы не нарушают пост. С их точки зрения, пост не может быть нарушен, так как питательные вещества поступают в кровь, а не в желудок. То есть пост нарушается тогда, когда человек принимает то, что проникает в желудок и то, после чего человек ощущает утоление голода и жажды. Ведь сущность поста сводится к тому, что человек лишает себя желудочных и половых потребностей. То есть человек ощущает чувство голода и жажды. В силу этого они считают, что питательные уколы не нарушают пост.

Хотя я и склоняюсь к последней точке зрения, все же считаю, что в целях предосторожности лучше отказаться от питательных уколов в светлое время суток Рамадана. Для желающего сделать подобные уколы существует вполне достаточное количество времени, начиная с заката солнца.

Если же человек болен, то Аллах дал ему право воздержаться от поста. Ведь эти уколы, (если они даже действительно не питают в такой же степени как и потребляемая человеком натуральная пища и питье, и человек не чувствует утоление голода и жажды) по крайней мере, привносят в организм человека оживление. Человек не ощущает того утомления, которое обычно испытывает постящийся. А ведь ощущение человеком голода и жажды является одной из целей этого поста. Тем самым человек познает величину милости Аллаха по отношению к себе. И тем самым он ощущает на себе состояние голодной, несчастной и бедной части человечества.

Я боюсь, что состоятельная часть общества будет избавляться от этих ощущений и тягот поста посредством подобных уколов. Поэтому предпочтительнее будет отложить это дело на вечер, после разговения.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Закат аль-фитр


Почему налог-милостыню (закат-аль-фитр) (которую надо выплачивать после окончания месяца Рамадан) надо выплачивать сыпучими телами? Изменяется ли размер закат-аль-фитр? Можно ли ее выплачивать в денежном эквиваленте?

Размер закат-аль-фитр не изменяется, поскольку он установлен шариатом и равняется 1 саа (мера сыпучих тел). Размер саа в сыпучих телах был определен Пророком (мир ему) и смысл этого установления, по моему мнению, сводится к двум вещам:

1. Денежный обмен имел редкое хождение среди арабов, особенно среди кочевых арабов, бедуинов. Если последним было бы повелено выплатить налог в размере динара или дирхема, то они не смогли бы этого выполнить. Они владели только распространенными натуральными продуктами (финиками, ячменем, изюмом и др.), которые употребляли в пищу арабы в то время. В силу этого Пророк (мир ему) повелел выплачивать закат-аль-фитр сыпучими телами.

2. Покупательная стоимость денежной единицы изменяется в зависимости от времени. Иногда курс реала падает и его покупательная стоимость заметно понижается. А иногда на валютных фондах покупательная стоимость реала поднимается. Это делает установление закат-аль-фитр в денежной единице зависимой от повышения и понижения валюты, не стабильной. В силу этого Пророк (мир ему) определяет закат-аль-фитр в размере, который не подвергается изменениям и колебаниям, - это саа. Саа, в большинстве случаев, обеспечивает суточный рацион целой семьи.

Пророк (мир ему) установил для выплаты закат-аль-фитр сыпучие тела, имевшие широкое хождение в его время. Но их список не является жестким, строго определенным. Поэтому правоведы считают, что выплачивать закат-аль-фитр разрешается теми сыпучими телами, которые имеют широкое хождение в определенной местности, будь то пшеница, рис или кукуруза и др. Размер саа равняется примерно 2 кг.

Саа разрешается выплатить в денежном эквиваленте, согласно школе Абу Ханифы. Если человек имеет возможность, то предпочтительнее выплатить сумму, превышающую стоимость саа, поскольку пища в эти праздничные дни не ограничивается, к примеру, только рисом. Необходимо к этому мясо, бульон, зелень, фрукты и др.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли использовать зубную пасту во время поста?

При использовании зубной пасты необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер.

Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прошающ, Милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5).

А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли постящемуся смотреть телевизор?

Телевидение - это средство, с помощью которого можно достичь как положительного, так и отрицательного результатов. Подобные средства всегда оцениваются сообразно со своими целями, намерениями. Телевидение подобно радио или прессе содержит в себе как прекрасное, так и неприличное.

Мусульманин должен получить пользу от прекрасного и сторониться неприличного в любое время и независимо от поста. Разумеется, постясь, мусульманин должен быть более осторожен, чтобы не испортить духовную пользу поста и не лишиться божьей награды.

Я не могу сказать, что просмотр телеинформации абсолютно разрешен или абсолютно запрещен. Все зависит от того, что смотреть. Если полезное, как например, религиозные программы, новости или передачи, ориентирующие на позитивное и т.п., то, естественно, разрешено. А если плохое, то смотреть это не позволяется в любое время, а особенно в Рамадане.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Что такое сухур?

Сухур - это время до начала первых проблесков зари, когда мусульмане в последний раз могут принимать пищу перед наступлением поста.

Шейха Ю. Аль-Карадави спросили о том, что является ли сухур, то есть принятие пищи во время этого промежутка времени он непременным условием поста?

Вот что ответил Ю. Аль-Карадави:

Сухур не является условием поста. Это только «сунна» («желательный образ действий»), которую соблюдал Пророк и повелевал соблюдать ее: «Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре - благодать».

То есть соблюдение сухура входит в разряд «сунны». Также желательно (сунна) во время сухура оттягивать время принятия пищи до конца, так как это сокращает период времени голода и жажды, укрепляет постящегося и уменьшает ему тяготы поста. Ислам, по своей сущности, состоит из облегчений, стимулирующих человека к поклонению. Ускорение времени разговения и оттягивание сухура являются проявлением этих облегчений.

Таким образом, для постящегося, согласно сунне Пророка (мир ему), желательно перед наступлением рассвета принять пищу и пусть даже очень скромную - хотя бы финик или глоток воды.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли беременной женщине или кормилице воздержаться от поста?

Разрешается ли беременной женщине воздержаться от поста, если она боится за ребенка в своей утробе, который может умереть? И какая на ней лежит другая обязанность вместо поста, если она имеет право не поститься?

Ответ: Да, беременной женщине разрешается воздержаться от поста, если она боится за жизнь плода в своей утробе. Более того, если врач-мусульманин, который должен быть просвещенным специалистом и религиозным человеком, подтверждает эти опасения, она обязана воздержаться от поста, чтобы сохранить жизнь плода. Всевышний Аллах говорит: «...Детей своих не убивайте...» (6;151).

Жизнь этого плода обладает правом неприкосновенности, и никто - ни мужчина, ни женщина, не имеют право посягать на нее и приводить плод к смерти. Бог никогда не желает ставить людей в затруднительное положение. В аяте Корана: «…для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедного..» (2;184), речь также идет (как это передают от сподвижника Пророка Ибн Аббаса) о беременной женщине и кормилице.

Если кормилица или беременная опасаются за собственное здоровье, то, согласно мнению большинства правоведов, они могут воздержаться от поста, и должны будут возместить пропущенные дни поста в другое время. В этой ситуации они равнозначны больному человеку.

Если же беременная или кормилица опасаются за здоровье плода или грудного ребенка, то они также воздерживаются от поста. Но здесь правоведы уже разногласят относительно последствий: какая лежит на них после этого обязанность? Одна группа ученых считает, что они обязаны возместить пропущенные дни поста, другая группа считает, что они обязаны только лишь накормить бедного за каждый пропущенный день, не возмещая пост, и, наконец, с точки зрения третьей группа правоведов, они должны возместить пропущенные дни и наряду с этим накормить бедного.

Я же считаю, что в данной ситуации женщина имеет право не возмещать пропущенные дни, а только накормить бедного за каждый пропущенный день поста. Период беременности и кормления следуют для женщины друг за другом, и она не находит возможности для возмещения пропущенных дней поста. В один год - она беременна, во второй год - становится кормилицей, в последующий год - она опять в положении…

Таким образом, период беременности и кормления сменяют друг друга, и женщина не находит времени, сил, возможности для возмещения поста. Если же мы вменим ей в обязанность возместить все пропущенные дни поста в период беременности или кормления, то это означает, что она обязана поститься непрерывно несколько лет. А это трудно. Аллах же не желает отягчать жизнь своим творениям.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли воздержаться от поста престарелым старцам и хронически больным? Если да, то лежит ли на них после этого какая-либо другая обязанность?

Престарелому мужчине или женщине, которых сильно изнуряет соблюдение поста, разрешается воздержаться от поста в месяце Рамадан. Также разрешается воздержаться от поста хронически больному человеку, если врачи свидетельствуют, что заболевание хроническое или неизлечимое.

Им, если они не постятся, необходимо накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Это - разрешение и облегчение от Господа. Всевышний говорит: «Бог хочет облегчения для вас, и не желает для вас тягот» (2:185), «В религии Он никаких на вас тягот не возложил» (22:78).

Сподвижник Пророка Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Престарелый старец воздерживается от поста, за каждый день кормит бедняка, и не постится за пропущенные дни» (передал Ад-Даракутний, и Аль-Хаким).

Подобное сообщает Аль-Бухари: следующий айят Корана был ниспослан по поводу престарелых старцев: «Для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедняка. Но кто по доброй воле прибавит к этому благое, то себе на будущее возымеет». То есть, кто накормит больше бедняков, чем требуется, то это лучше для него пред Аллахом.

Таким образом, престарелые мужчины и женщины и хронические больные имеют право воздержаться от поста, после чего им необходимо выплатить милостыню за каждый пропущенный день в пользу бедняка.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Есть ли установленный шариатом возраст, когда нужно поститься детям?

В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Перо поднято по отношению к троим (т.е. их деяния не записываются - Перевод.): к дитя, пока не достигнет совершеннолетия, спящему, пока не проснется и умалишенному, пока не выздоровеет» (хадис достоверный, передали Ахмад, Абу Давуд, Ан-Нисаи, Ибн Маджа, Аль-Хаким).

«Перо поднято» означает отсутствие ответственности, обязанности (таклиф), то есть они не несут какой-либо ответственности, обязанности. Но вместе с этим Ислам, религия, учитывающая природу человека, приучает детей с малых лет к исполнению богослужения. В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Повелевайте свои детям совершать молитву с 7 лет, и наказывайте их (за ее неисполнение) - с 10» (передали Ахмад, Абу Давуд, Аль-Хаким).

Пост - это тоже поклонение и религиозное предписание наряду с молитвой. И необходимо приучать детей к посту. Но с какого возраста? Не обязательно - с 7 лет. Ведь пост труднее, нежели молитва. А потому это дело полностью зависит от возможностей, сил ребенка. Если родитель или опекун видят, что ребенок в состоянии физически вынести пост, хотя бы в определенные дни в каждом месяце, пусть приучает его к этому. Пусть каждый год приучает его поститься: первый год - 3 дня, второй год - неделю, третий - 2 недели, последующий - месяц. Когда же наступит совершеннолетие (возраст ответственности), пост не станет для него тягостным, поскольку он был заблаговременно приучен к практике поста.

Таким образом, исламское воспитание заключается в том, чтобы ребенок с малых лет приучался к этикету Ислама и исполнению его предписаний. Родители, опекуны должны приучать детей к молитве, начиная с 7 лет, наказывать за ее неисполнение - с 10 лет, приучать их к посту с того возраста, когда они в состоянии поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поллюции и купание?

Если в дневное время месяца Рамадан во время сна у меня произошли поллюции (непроизвольное извержение семенной жидкости), после чего я совершил «купание», то нарушается ли мой пост?

Как я понял, меня спрашивают о поллюциях: нарушают они пост или нет? Для некоторых людей этот вопрос действительно все еще остается сложным. Отвечаю: поллюции не нарушают пост, поскольку они происходят у человека непроизвольно, непреднамеренно. Купание, естественно, также не нарушает пост, так как оно является очищением, предписанным мусульманину шариатом, и даже если во время купания вода зашла в уши.

Пост также не нарушается, если человек случайно проглотил воду, совершая омовение или купаясь, поскольку все это входит в число прощаемых ошибок, оплошностей. Всевышний Аллах говорит: «...На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах прощающ, милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением», (хадис достоверный, передал ат-Табрани от ибн Умара).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Приуроченное к рамадану послание шейха Юнуса Пателя (да благословит его Аллах)

Для возвышения своего духовного «Я» человеку на некоторое время необходимо обуздать непомерное потакание желаниям своего животного «Я». «Быть может, вы будете богобоязненны» – такова цель поста, провозглашенная священным Кораном.

Соблюдение поста от рассвета до заката в благословенный месяц рамадан в послушание приказу Всевышнего Аллаха – тренировка, во время которой развивается таква (богобоязненность, осознание присутствия Аллаха) – отличительная черта верующего. Пусть даже он находится один-одинешенек в самый жаркий день года, он не уступит соблазну и не позволит себе ни капли воды, поскольку убежден, что ему не скрыться от взора Всевидящего.

– дома, в наших отношениях с родителями, женой, детьми;

– на работе;

– в поездках

– и даже когда мы одни, –

с полной уверенностью в том, что нам никогда не скрыться от Зрения и Знания Всевышнего Аллаха.

Помимо соблюдения правил, регулирующих действительность поста, нам необходимо также приложить усилия для очищения своего сердца от низменных качеств.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПОСТЕ

1. Насколько важен сухур в рамадан?

Сухур является сунной. Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ешьте перед рассветом, ведь в сухуре – баракат. (Бухари, 1789; Муслим, 1835; передал Анас, да будет доволен им Аллах)

Однако пост действителен и без сухура.

2. Можно ли пользоваться зубной пастой или зубным порошком во время поста?

Это макрух. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 379)

3. Нарушается ли пост от уколов?

Пост не нарушается. Но если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 432)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот, не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

4. Нарушает ли пост использование капельницы?

Нет. (Фатава Махмудия. – Изд. Фарукия. – Том 10, стр. 149)

5. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсан-уль-фатава. – Том 4, стр. 435)

6. Если дождевая вода попадет в рот, и я проглочу ее, нарушится ли пост?

Да. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203; Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 403)

7. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203–204)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

8. Если ночью или во время поста у меня произошло семяизвержение во сне, будет ли мой пост все еще действителен?

Да, пост все еще действителен. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 396)

9. Мне прописано ежедневное закапывание капель в глаза. Что будет с моим постом?

На действительность поста закапывание лекарства в глаза (независимо от того, жидкое это лекарство или нет) не влияет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

10. Можно ли плавать во время поста?

Не рекомендуется. Если проглотить по ошибке воду, или если вода попадет в тело через нос и дойдет до мозга, пост будет нарушен и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 671)

11. Можно ли наносить масло на голову во время поста?

Да, это разрешено. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

12. У меня экзамены выпадают на рамадан, а концентрироваться на голодный желудок мне тяжело. Можно ли отложить пост и держать его уже по окончании рамадана?

Это не разрешено. Держите пост и молите Всевышнего Аллаха облегчить его вам. (Фатава Рахимия. – Стар. изд. Дар-уль-ишаат. – Том 2, стр. 34)

13. Я – астматик. Нарушается ли пост при использовании ингалятора?

Желательно, чтобы вы пользовались ингалятором во время сухура и ифтара.

Но в случае острого приступа вы можете воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

14. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Нет, пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Но если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

15. Можно ли искупаться после сухура, чтобы очиститься от джанабата?

Не рекомендуется беспричинно задерживать фард-гусль. Но если человек находится в такой ситуации, что хочет принять сухур до совершения гусля, это разрешено. (Фатх-уль-мульхим. – Изд. Дар-уль-калям. – Том 5, стр. 226)

16. Нарушает ли курение пост?

Да, оно нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

17. Разрешается ли использование ректальных свеч во время поста?

Ввод лекарств и др. в анальный проход нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

18. Если во время поста человек прыскает на себя дезодорантом и случайно вдыхает его, будет ли нарушен пост? Требуется ли восстанавливать пост?

Пост не нарушается при нанесении парфюмерии и вдыхании ее аромата. Поэтому наносить парфюм (итр) во время поста разрешено. Но умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, паров итра, агарбатти, уда и т. д.), нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 660)

19. Нарушает ли мастурбация пост?

Не разрешается мастурбировать, независимо от того, постится человек или нет. Если же человек, тем не менее, совершит это гнусное действие во время поста, пост нарушится, и его нужно будет восстановить. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 399)

Примечание. За совершение этого низменного поступка необходимо совершить большое количество искреннего покаяния.

20. Разрешается ли супругам целоваться во время поста?

Это разрешено при соблюдении следующих условий:

а) ни один из супругов не проглатывает чужую слюну.

б) они контролируют свою страсть, и это не приведет к половому акту или эякуляции. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 410)

Однако данное действие во время поста не рекомендуется.

Если слюна партнера будет проглочена, нужно будет не только восстановить пост, но и совершить каффара (т. е. поститься 60 дней подряд).

ЖЕНСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Нужно ли женщине восстанавливать дни поста, пропущенные из-за менструации?

Да, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что менструирующая женщина будет восстанавливать пропущенные дни поста, но намаз, пропущенный во время месячных, она восстанавливать не должна. (Игля-ус-сунан. – Изд. Идарат-уль-Коран. – Том 1, стр. 372)

2. Можно ли посещать в рамадан гинеколога? Можно ли делать мазок из шейки матки?

Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Поэтому рекомендуется записаться на прием после рамадана. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

3. Можно ли постящейся женщине кормить ребенка грудью?

Постящейся женщине разрешается вскармливать своего ребенка грудью. Грудное вскармливание не нарушает пост. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 380)

4. Можно ли в течение всего рамадана принимать лекарства, например, в виде (контрацептивных) пилюль, во избежание начала месячных, т. е. чтобы соблюсти все дни поста, поскольку восстанавливать пропущенные дни поста очень сложно?

Хотя это и разрешается, это не самое лучшее решение. Это может привести к побочным эффектам в виде нарушения менструального цикла и т. д., что приведет в будущем к трудностям и проблемам в исполнении намаза, умры (хаджа) и т.д., не говоря уже о других долгосрочных проблемах со здоровьем.

5. Хотелось бы внести ясность в вопрос о женщинах, пропускающих пост из-за беременности или грудного вскармливания. Нужно ли им после рамадана возмещать пропущенные дни поста или достаточно просто выплатить фидью?

Кормящие и беременные женщины могут отложить пост рамадана, если соблюдение поста навредит их здоровью или здоровью их ребенка. После рамадана им нужно будет восстановить пропущенные дни поста, если они в состоянии это сделать. Выплата фидьи не будет достаточной для того, кто физически способен держать каза за пропущенные дни поста.

Примечание. Кормящим и беременным женщинам следует проконсультироваться с порядочным и опытным мусульманским врачом по поводу того, будет ли пост вреден для них или нет.

6. Если менструация началась во время поста в рамадан, может ли она (тайно) поесть, если она одна? Может ли она кушать, если менструация закончится в дневное время? Если в обоих приведенных случаях она держала пост до конца, будет ли ее пост действителен (ведь она соблюдала пост некоторую часть дня, будучи в чистом состоянии)?

Если месячные начались в тот момент, когда она постилась, ей разрешается поесть втайне (не на виду у людей). Но, если месячные завершились в дневное время, ей следует воздержаться от еды, питья и т. д. как на виду у людей, так и в уединении, и действовать как постящийся человек.

В обоих случаях ее пост будет недействителен, поскольку менструирующие женщины не могут поститься. Ей нужно будет восстановить эти дни поста после рамадана. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 438)

7. Можно ли постящимся женщинам вводить лекарственные средства внутрь половых органов?

Введение лекарственных средств любых видов во внутреннюю часть женских половых органов нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

А Аллах знает лучше.

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять дни поста, пропущенные по причине хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Да, в хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен ей Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять дни поста, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372)

Засчитывается ли день поста, если у женщины за несколько минут до вечернего азана начались менструации?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действительным.

Засчитывается ли день поста, если у женщины начался цикл сразу после разговения до ночной молитвы?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действителен.

Что делать, если во время уразы начался менструальный цикл?

Необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?» (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889). После менструального периода необходимо будет возместить пропущенные дни поста.

Желательно ли женщине, у которой месячные, воздерживаться от употребления пищи во время поста в Рамадан?

В этом состоянии женщина не должна воздерживаться от пищи и воды, но ей нужно проявлять уважение к постящимся в месяц Рамадан.

Должна ли держать пост женщина, если она очистилась от менструаций сразу после утренней молитвы?

Будет ли засчитан этот день поста? Женщина может держать пост, но этот день поста не будет засчитан.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации перед самым утренним намазом?

Если женщина очистилась от менструации до утреннего намаза и убедилась, даже за какое-то мгновение, что она чиста в месяце Рамадан, то она обязана держать пост, и ее пост будет действителен.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструаций до утреннего намаза, а искупалась, совершив молитву?

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации и искупалась только после утреннего намаза, совершив молитву, и продолжила держать пост?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина поститься в тот день, когда до утреннего азана у нее неожиданно прекратилась менструация, но на сухур она не встала?

Если проснувшись, она ничего не делала, что может нарушить пост, то при желании можно сделать намерение по мазхабу имама Абу Ханифы. В этом случае намерение можно сделать даже за час до наступления времени обеденного намаза. Если она сделает подобное намерение и будет соблюдать пост до конца дня, то ее пост будет действителен и его не придется возмещать.

Что должна делать в пост беременная или кормящая женщина?

Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже. Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Если из-за беременности женщину вырвало, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается.

Должна ли беременная женщина прервать пост и намаз, если она увидела кровь за день или два до родов, еще не испытывая мучений?

Если женщина пока не испытывает страданий (трудности), такая кровь считается грязной, но не относящейся к родовому очищению. В этом случае женщина обязана совершать намаз и может держать пост.

Можно принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты и привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения. Аллах предначертал дочерям Адама смирение: держите пост тогда, когда вам ничего не препятствует, если же вас что-то затрудняет, то разговляйтесь тем, чем доволен и велел Аллах, хвала Ему.

Должна ли держать пост роженица, если она очистилась до истечения 40 дней?

Да, если женщина чиста в месяце Рамадан, то она должна держать пост, и ее пост будет действителен. Нет ничего, что препятствует ей держать пост, совершать молитвы и иметь близость с мужем вне поста.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако важно, чтобы соблюдение поста не повредило состоянию женщины или ребенка.

Должна ли роженица держать пост, если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней?

В этом случае женщина обязана удерживать себя от поклонения еще на обычный срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву. Если кровь остается, надо обратиться к врачу, так как это может быть связано с болезнью.

Будет ли пост действителен, если у женщины появились незначительные капли крови не в дни цикла?

Даже если затем эти капли-испарины продолжаются в течение всего месяца Рамадан, пост считается действительным. Как сказал Али бин Аби Талиб, да будет им доволен Аллах: «Капли, похожие на кровотечение из носа, не являются менструациями». Выделения белого, желтого, мутного цвета или капля (испарина) не являются менструацией.

Будет ли полноценным пост дня, если женщина увидела кровь, но не уверена, что это менструации?

Пост действителен, пока не станет известно, что это начало цикла. Если эти выделения были началом менструаций, этот день надо будет восполнить.

Допустимо ли женщине держать пост в тот день, когда произошел выкидыш?

В том случае, если зародыш не образовался, кровь не является послеродовым очищением (нифасом) и женщина может совершать намаз и держать пост, и ее пост будет действителен. По мнению ученых, плод обрахуется через 81 день. Выкидыш до 80 дней считается грязной кровью, из-за которой женщина не должна оставлять намаз и пост.

Может ли держать пост в Рамадан женщина, у которой постоянные выделения?

Женщина, у которой постоянные кровотечения по причине болезни, прерывает намаз и пост на то время, в которое раньше у нее был цикл. Отсчитав дни цикла, женщина обязана искупаться, стать на молитву и держать пост. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями, обновлять омовение после каждого намаза.

Если в день Рамадана у беременной женщины пошла кровь, как это влияет на ее пост?

Если женщина уверена, что это не менструации, то ее пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не совершает намаз и не держит пост женщина, у которой менструация».

Как поступать в ситуации, когда во время цикла менструации кровь остановилась и не появлялась в течение целого дня?

Если это очищение (кровь) связана с циклом, то это не считается окончательным очищением, и поэтому женщине запрещено все, что запрещено женщинам в период менструаций.

Должна ли начинать поститься женщина, если в конце цикла у нее не появились белые выделения?

Если женщина обычно определяет конец месячных по белым выделениям, ей надо воздерживаться от поста на все время цикла. Если таких выделений в последние дни менструации у женщины обычно не бывает и больше нет крови, ей надо держать пост.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Поскольку половые органы не связаны с пищеварительной системой, введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы не нарушает пост. Поэтому посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если менструация началась во время поста, можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара). Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Как быть во время поста кормящей матери?

Женщине беременной или кормящей дозволено не поститься, если она опасается за себя или за ребёнка. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нарушает ли пост, если постящийся по забывчивости выпьет или съест что-нибудь?

“Тот, кто по забывчивости разговелся в дневное время месяца рамадана, будучи постящийся, то нет на нем греха. Ему следует довести свой пост до конца, и не возмещать его, по наиболее правильному мнению ученых. На этом мнении имам Шафиъи и имам Ахмад. Поскольку пришел хадис, который передал имам Бухари и Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил”. А в другой версии хадиса: “Если постящийся, по забывчивости, поест или попьет, то, поистине, это ризк (удел), которой Аллах наделил его. И поэтому он ничего не возмещает”. Передал этот хадис Ад-Даракутни, и сказал, что исанад его достоверный. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! ” (См “фатауа ладжнатуль-даийма ” лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\269).

Нарушает ли пост, когда произошло поллюция во сне?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: “Если произошло поллюция у кого-либо в то время, когда он постился или же когда он был в состоянии ихрама, будучи совершающий хадж или умру, то нет на нем греха и искупления. И она не влияет на его пост, хадж и умру. Просто ему следует совершить большое омовение от осквернения, если было семяизвержение. А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! ” (См “фатауа ладжнатуль-даийма ” лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\274).

Выход крови нарушает ли пост?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: “Кровь, если вышла внезапно из твоего рта или носа, то она ничуть не влияет на пост, пока ты, до заката солнца, воздерживаешься оттого, что нарушает пост. Независимо оттого, мало крови или много. Твой пост действительный и нет на тебе искупления. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! ” (См “фатауа ладжнатуль-даийма” лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\266-267).

Совершение клизмы нарушает ли пост?