Главными членами предложения – его грамматической основой – являются подлежащее и сказуемое, соотнесенные между собой по смыслу и стоящие в форме инфинитива. Но есть предложения, в составе которых нет или одного, или сразу двух составных частей грамматической основы. Такие предложения называются односоставными.
Неполными называют те предложения, в которых нет сказуемого или подлежащего (или и того, и другого одновременно); их смысл (так же как и опущенные члены предложения) восстанавливаются из контекста. Чаще всего встречаются в устной разговорной речи, так как помогают разгрузить ее от постоянного упоминания одной и той же информации.
К примеру: А: Ты пойдешь сегодня за хлебом в тот магазин, который открылся на этой неделе? Б: Да, я пойду сегодня за хлебом в тот магазин… – и далее.
Или иначе: А: Ты пойдешь за хлебом? Б: Да.
Парцелляцией называют поэтический (чаще всего) прием, суть которого в разделении предложение на два и более при помощи точки. Это нужно для ритмической организации текста.
§ 81. Согласно данному в § 72 определению, подлежащее есть слово (или группа слов), которым обозначается субъект. Поскольку же субъект был определен выше как тот предмет мысли, по отношению к которому мыслится предикат, подле-жащее одновременно является членом предложения, указывающим на то, к чему относится заявление, сделанное в сказуемом. Поэтому, хотя предикация в подлежащем и не выражается, оно, наряду со сказуемым, является главным членом предложения.
Более того, поскольку подлежащее указывает на то, к чему относится предикат и предикация, выраженная в сказу-емом, само сказуемое оказывается подчиненным подлежа-щему.
Подлежащее представляет собой, таким образом, структурный центр предложения, который грам-матически и структурно доминирует над сказу-емым. В то время как сказуемое зависит от подлежащего
какого-то человека на улице все слова, кроме I, зависят от сказуемого see; но see, в свою очередь, подчинено подлежа-щему I. Это становится ясным, если заменить местоимение I каким-нибудь местоимением третьего лица единственного числа; в этом случае изменится и форма сказуемого: Не sees a man in the street. To же самое, естественно, можно наблюдать и в таких предложениях, как Не speaks English; Не is speaking English; He has lost his key и т. п. К этому надо прибавить, что на центральную роль подлежащего в предложении указывает в данном случае его оформление именительным падежом, который представляет собой наи-более независимое обозначение лица или предмета (от какого-либо другого лица, предмета или действия); в этом отношении представляют интерес случаи субстантивации, или «опред-мечивания», личных местоимений, при которой из двух форм местоимения выбирается именно форма именительного падежа: Is it a he or a she?
Исходя из указанного выше понимания подлежащего, как грамматического центра предложения, подчиняющего себе сказуемое, можно было бы как будто предположить, что без подлежащего не может существовать и предложение. Однако практика убеждает нас, что предложения без подлежащего также возможны: ср. русск. "Садитесь!", англ. Sit down! и т. п.
Чем же объясняется это противоречие? Дело в том, что подлежащее, как уже говорилось выше, имеет указательный
Так, например, в латинском языке отсутствие подлежа-щего является почти нормой в 1-ом и 2-ом лице единственного числа: dico, dicis. Подлежащее часто может отсутствовать и в других языках, например в русском, в предложениях типа "Знаю"; "Видишь, что случилось" и др.
В аналогичных предложениях сама форма глагола, обозна-чающая сказуемое, содержит четкое указание на субъект.
Как уже указывалось, отсутствие подлежащего является нормой в повелительном наклонении как в английском, так и в русском языках: например, русск. "Встаньте!" или "Сядьте!" или англ. Sit down!; Get up!; Come! Указание на субъект
дается здесь как формой глагола, так и самой ситуацией. В английском языке в форме глагола в повелительном на-клонении указание на субъект дается недостаточно четко. Звучание может иметь различные значения и может встретиться не только в повелительном наклонении. Однако для форм повелительного наклонения характерно известное ограничение: мы не можем встретить здесь comes. Отсутствие подлежащего имеет здесь определенное значение и выступает как признак повелительного наклонения. Указание на субъект в этом случае дается самой ситуацией: содержанием повели-тельного наклонения может быть приказание, просьба, ко-торые могут относиться лишь к тому, к кому они обращены. Следовательно, сама ситуация указывает на 2-ое лицо, и необходимость в подлежащем отпадает.
Подлежащее может отсутствовать в ответах на вопросы или в повествовании в разговорной речи, если контекст ука-зывает, к чему относится сказуемое: например, русск. "Ты видел его? - Видел"; англ. Saw him yesterday? Видел его вчера?; Was there yesterday Был там вчера. Сама форма глагола выбирается здесь, исходя из определенного субъекта, который ясен из контекста или ситуации. Тогда как в повели-тельном наклонении отсутствие подлежащего является нор-мой, в данном случае оно необычно и придает речи особый оттенок разговорно-фамильярного стиля.
При отсутствии подлежащего конструктивным центром предложения делается сказуемое; оно становится ведущим и независимым членом предложения.
Так, например, в русских предложениях "Говорят"; "Это так не делают" или в английском Thank you подлежащего нет, и центром конструкции является сказуемое.
В случае отсутствия подлежащего предикация относится к субъекту, стоящему вне предложения. Так, хотя в выше-приведенных примерах подлежащего нет, они не бессубъект-ны. Из формы глагола в первых двух предложениях "говорят"
и "не делают" ясно, что речь идет о 3-ем лице множественного числа, а в третьем предложении (Thank you) форма глагола
и контекст указывают на то, что субъектом является 1-ое лицо, так как благодарность выражается самим говорящим.
В русском языке построение предложений без подлежа-щего широко распространено. Особенно часто отсутствие подлежащего наблюдается в отрицательных предложениях.
Например: "Здесь нет стола", где "нет" становится центром конструкции.
В противоположность русскому языку английский язык избегает построения предложений без подлежащего. Русским предложениям без подлежащего в английском языке часто соответствуют предложения с подлежащим. Ср.:
В русском языке: В английском языке:
Говорят... They say . . .
Можно было бы подумать. . . One might think...
Темнеет. It is getting dark.
В английском языке предложения без подлежащего бы-вают преимущественно во 2-ом лице в повелительном накло-нении (однако ср. Thank you и др.); для русского же языка, как видно, они характерны и в 3-ем лице. Английский язык избегает построения предложений без подлежащего в 3-ем лице. Чем же объясняется различие в оформлении предло-жений (без подлежащего) в английском и русском языках? Подлежащее обозначает субъект, т. е. указывает, к чему относится предикация. Однако иногда бывает затруднительно сказать, к чему относится утверждение. Происходит это вследствие разных причин. В русском и английском языках недостаточно четкое значение субъекта передается иногда по-разному. Как видно из приводимых примеров, русский язык широко использует предложения безличные и предло-жения без подлежащего, тогда как в английском языке даже безличные предложения строятся при помощи безличного подлежащего. Это объясняется недостаточно четкой оформ-ленностью английского глагола, который своей формой не всегда может достаточно ясно указывать на субъект; следо-вательно, наличие подлежащего становится необходимым.
Рассмотрим наиболее типичные случаи недостаточно четкого содержания субъекта и способы грамматического оформления этих случаев в русском и английском языках.
1. Если цель высказывания заключается в определении предмета, раскрытии его названия, то подлежащим соот-ветствующих предложений как в английском, так и в русском языке, будет указательное местоимение: например, англ. This is a piece of chalk; русск. "Это - мел". В данном случае трудно найти название для субъекта, однако ясно, что имеется в виду указание на конкретный предмет.
2. В том случае, если субъект недостаточно ясен, или нежелательно достаточно ясно на него указывать, или же невозможно его конкретизировать, используются неопреде-ленно-личные предложения. В русском и английском языках такие предложения строятся по-разному.
Однако, когда этот нечеткий субъект мыслится в виде воображаемого собеседника, как русский, так и английский язык употребляют в качестве подлежащего неопределенно-личное местоимение 2-го лица: например, русск. "Ты никогда не можешь точно знать, что произойдет"; "Вы могли бы удивиться" или англ. You can never say what he will do next. Аналогичные предложения могут быть даже обращением
к самому себе.
3. Иногда субъект представляется не как предмет, а как ситуация, стечение обстоятельств. В таком случае мы имеем:
Таким образом, при отсутствии достаточной ясности в представлении о субъекте одни английские предложения с подлежащим соответствуют русским неопределенно-личным предложениям, а другие - безличным предложениям.
С точки зрения четкости обозначения субъекта в подле-жащем -
They say. (Ср. также кон-струкции типа: One thinks; You can never tell.)
Говорят. (Ср. также кон-струкции типа: "Что ты тут поделаешь".)
3. Безличные предложения
Строятся с безличным Строятся без подлежа-
подлежащим it: щего:
It is dark. Темно.
Классификацию предложений в английском языке по сравнению с русским с точки зрения наличия подлежащего и характера субъекта можно проиллюстрировать при помощи следующей схемы:
На схеме буквой Р условно обозначено наличие данного типа в русском языке, так же как и в английском. Это отно-сится к типам предложений личных с подлежащим и без подлежащего. Рамкой обведены типы, свойственные какому-либо одному языку и несвойственные другому. Так неопреде-ленно-личные и безличные предложения с подлежащим свой-ственны лишь английскому языку, тогда как неопределенно-личные и безличные без подлежащего свойственны лишь русскому языку и не свойственны английскому.
Таким образом, из схемы видно, что тогда как личные
предложения в английском и русском языке строятся одинако-во (как с подлежащим, так и без подлежащего), неопределенно-личные и безличные предложения строятся по-разному. В английском языке они строятся с подлежащим, а в русском
Без подлежащего.
Из всего вышеизложенного ясно, что одинаковое содер-жание может быть оформлено грамматически по-разному. Так, в одних случаях субъект представлен в предложении в виде подлежащего, в других - субъект находится вне предло-жения. Однако, хотя подлежащего в предложении может и не быть, субъект имеется всегда, так как предикация всегда к чему-то относится. Таким образом чрезвычайно важно различать подлежащее как главный член грамматической конструкции и субъект - предмет мысли, к которому отно-сится содержание предикации. Они могут совпадать и не совпадать, но уметь различать их необходимо, чтобы понять все многообразие структуры предложений, все тонкие дви-жения мысли в языке.
Приведем еще пример различного грамматического оформ-ления одинакового содержания на материале одного языка (русского). Сравним три предложения: (1) "Мне холодно";
(2) "Я мерзну" и (3) "Мерзну". Во всех этих предложениях обозначается одно и то же явление реальной действительности, однако в каждом из них оно обозначено грамматически по-разному. В первом - безличном - предложении центром конструкции является "холодно", и лишь как подчиненное ему дается "мне". Грамматического подлежащего в нем нет, хотя семантически "мне" соответствует "я" во втором предложении. Во втором предложении "я" - подлежащее, "мерзну" - сказуемое. В третьем предложении подлежащего нет, но это предложение не безличное как первое, а личное, так как лицо обозначено в форме сказуемого.
Различные способы обозначения субъекта дают возмож-ность выразить в языке различные оттенки мысли.
Так, например, при сравнении таких предложений как "Мне хочется" и "Я хочу" становится ясно, что безличная структура предложения "Мне хочется" передает стихийность желания, независимость его от воли человека. В предложении же "Я хочу" выражается активная, настойчивая направленность воли говорящего.
Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
Обратите внимание!
Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
(Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
Обратите внимание!
Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном - туман (Блок);
в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).
План разбора неполного предложения
Образец разбора
Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .
Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения
Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.
В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.
Войска движутся к фронту.
(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).
Вчера он заходил к нам.
(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).
Поговорил бы ты с матерью, Иван!
(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).
Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.
Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:
Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .
Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего
Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.
Основные способы выражения подлежащего.
Часть речи в позиции подлежащего | |
Существительное в и. п. | Язык отражает душу народа. |
Местоимение в и. п. | Он вышел. Кто там был? Это правильно. Это мой брат (при вопросах: кто это?) Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.) Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.) Кто-то пришел. Все уснули. |
Неопределенная форма глагола | Быть честным - это еще полдела. Понимать - значит сочувствовать. Курить - здоровью вредить. |
Сочетание слов (одно из которых - в и. п.) | Мы с ним часто там бывали. Два облака плывут по небу. |
Сочетание слов без и. п. | Прошло около часа. |
Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого
Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
(Глагол был полковник
(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)
Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.
Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
Оно может выражаться следующими формами глагола:
Формой настоящего и прошедшего времени глагола. | |
Формой будущего времени глагола. | |
Формами условного и повелительного наклонения глагола. |
Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).
(здесь связка быть опущена).
Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:
СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА |
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)
(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)
Представим строение составного именного сказуемого формулой:
СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ |
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.
В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.
Основные типы двусоставных предложений
Форма выражения подлежащего и сказуемого | Примеры |
Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола. | |
Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит . | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный. | |
Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка. | |
Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка. |
Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.
Основные типы односоставных предложений
Типовые форма и значение | ||
Номинативные (назывные) предложения | Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого. Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем. | Большая площадь в городе. Вот скамейка. |
Определенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости. | |
Неопределенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует. | |
Безличные предложения | Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля. По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния. Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола. | Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту. |
Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет. | Хозяев нет дома. |
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство
Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.
Продемонстрируем сказанное схемой:
По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.
Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.
Ценили (что?) полотна - дополнение.
Полотна (чьи?) его - определение.
Дополнение как член предложения. Типы дополнений
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.
С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)
Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)
Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.
Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)
Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)
А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)
Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.
Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).
В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).
Все остальные дополнения называются косвенными.
Сыграйте-ка на рояле (п. п.).
Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).
Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).
Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).
Обратите внимание!
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .
Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.
Сравним два предложения:
1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).
А) Подлежащее - одно слово:
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя | |
1.1. Имя существительное | Старший сын (кто?) уехал в столицу. |
1.2. Местоимение | Он (кто?) уехал в столицу. |
1.3. Имя прилагательное | Старший (кто?) уехал в столицу. |
1.4. Причастие | Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. |
1.5. Имя числительное | Двое (кто?) уехали в столицу. |
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Любить
(что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить. |
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного | |
3.1. Наречие | Настало и роковое послезавтра (что?). |
3.2. Предлог | «В» (что?) является предлогом. |
3.3. Союз | «А» (что?) - противительный союз. |
3.4. Частица | «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. |
3.5. Междометие | Неслось со всех сторон «ау» (что?). |
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного | «Брату»
(что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени . «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом. |
Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
Форма | Значение | Примеры |
---|---|---|
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже | Количественное значение | Пять стульев
стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены. |
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из | Избирательное значение | Двое из нас
поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу. |
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) | Значение совместности | Ср.: Мать с сыном
поедут
(мн. ч.) отдыхать
. Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать . |
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже | Фазисное значение | Стоял конец сентября . |
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) | Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие | Млечный путь
разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове. |
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя | Неопределённое значение | Что-то неприятное было во всем его облике. |
Обратите внимание!
1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.
2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
План разбора подлежащего
Указать способ выражения подлежащего:
Образец разбора
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Прошло около часа (Паустовский).
Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.