Политика японии в начале 20 века кратко. Особенности развития Японии в начале XX в. Начало периода феодальной раздробленности

краткое содержание других презентаций

«Модернизация Японии в 20 веке» - Япония вступила в эпоху модернизации. Для этого Мейдзи провел ряд кардинальных реформ. Революция Мейдзи. Японский капитализм вступил в монополистическую стадию. 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление. Император Мэйдзи. Особенности развития Японии в начале XX в. Япония на пути модернизации в XX веке. История Японии в конце XIX – нач. XX веков. Открытие Японии. В 80-х г.г. в стране развернулось широкое движение за конституцию.

«Год Италии в России» - Духовность. Театр. Большая выставка итальянских достижений. Музыка и балет. Кино. Рафаель. Искусство. Антонелло да Мессина. Балетная труппа. Ростов-на-Дону. Язык и литература. Год Италии в России. Хор Римского оперного театра. Театрально-зрелищные мероприятия. Министерство Иностранных Дел.

«Санкции США против Ирана» - Американские физические и юридические лица. Производная ответственность. Общие превентивные меры. Конгресс США. Пособничество. Финансовые операции. Исключения. Гражданско-правовые санкции. История и развитие санкций США. Иностранные физические и юридические лица. Обязанности. Корреспондент. Атаки. Отмена исключения для транзитных платежей. Блокирование активов. Обязательные условия. Дополнительные примеры.

«ПРО в Европе» - Развертывание системы ПРО в Чехии и Польше даст возможность Соединенным Штатам следить за ракетным испытаниями, проводимыми в Капустином Яре, на российском испытательном полигоне, расположенным приблизительно в 500 милях от к юго-востоку от Москвы. Не исключается возможность, что расширение американской ПРО в действительности нацелено против ядерных активов России и не имеет никакой оборонной ценности для Европы.

«Тяньаньмэнь 1989» - Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч. Постепенно митинг памяти перерос в демонстрацию. 19 мая правительство КНР специальным указом запретило все манифестации. Количество митингующих увеличивалось, к студентам присоединялись рабочие, служащие, бизнесмены и даже полицейские. Студенты расклеивали в общежитиях и на стенах домов плакаты с выражениями соболезнования и стихами. Китайское правительство объявило о 241 жертве, но список погибших опубликован не был.

«Вторая половина 20 века» - Западноевропейская интеграция. Нападение Германии на СССР. Европа и США в ХХ веке. Возникновение «социалистического лагеря». Политика четырех «Д». Кризисные явления. Холодная война. Начало Второй мировой войны. Объединение западных зон. Борьба за права чернокожего населения в ХХ веке. Окончание. Берлинская (Потсдамская) конференция. Вторая мировая война. Германия после 1945 года. Завершение истории «социалистического блока».

2. Япония в первой половине ХХ века

К началу 20 в. Япония подошла быстроразвивающимся государством со значительным капиталистическим сектором и сохраняющимися пережитками феодальных отношения в сельском хозяйстве.

По азиатским традициям японские монополии были тесно связаны с феодальными помещиками и монархией. Еще в начале ХХ в. Буржуазия использовала многочисленные докапиталистические формы эксплуатации – кабальный наем женщин6 и детей, система принудительных общежитий полутюремного типа и т.д. Уровень жизни рабочих был намного ниже, чем в других странах.

Мировой экономический кризис 1900 г. Затронул и японскую экономику. Результатом его явилось разорение мелких и средних капиталистических предприятий и поглощение их крупными, в результате чего в Японии стали появляться многочисленные монополии. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были тресты (д з а й б а ц у). В это время в стране появились такие крупнейшие монополии как МИЦУИ, МИЦУБИСИ, СУМИТОМО, ЯСУДА, которые сконцентрировали львиную часть национальных богатств.

Быстрое развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв. стало сдерживать некоторыми объективными обстоятельствами и в частности практически полным отсутствием своей собственной сырьевой базы … Одновременно с этим Япония стала остро ощущать необходимость в рынках сбыта своих товаров и приложения капитала …

Пытаясь выйти за рамки своей территории Япония на рубеже веков начинает вести активную подготовку к будущим военным действиям. В качествен таких объектов Япония стала рассматривать относительно близко расположенные страны и территории – Корею, Китай и затем Россию. На подготовку к этим захватам ушло несколько лет. Шла активная милитаризация страны, подкрепленная значительными финансовыми вливаниями государства и частных компаний.

В войне 1904 – 1905 гг. Япония нанесла России тяжелые поражения на суше и на море. Дальнейшая борьба России была прервана внутренними революционными потрясениями. Но и сама Япония оказалась сильно истощенной и не смогла значительно расширить и закрепить свою победу. По Портсмутскому договору - 1905 г. – она получала "исключительные права" в Корее, получала арендовавшиеся Россией земли на Ляодунском полуострове, Южно-Маньчжурскую ж.д. и южную часть острова Сахалин.

Исход войны развязал Японии руки в Корее. В 1905 г. Корейскому правительству был навязан договор о японском протекторате, а с 1910 г. Корея вообще стала японской колонией.

В 1909 г. Японские войска высадились в Южной Маньчжурии (Квантунская область) и фактически заставили Цинский двор согласиться с этой аннексией.

Русско-японская война и продолжающаяся милитаризации страны способствовали еще более быстрому развитию тяжелой индустрии, концентрации капитала и укреплению позиций монополий. Но сама стран6а по прежнему оставалась аграрной.

В 1901 г. В Японии была создана Японская социал-демократическая партия, которая в тот же день была запрещена. Практически вся первая половина века была ознаменована постоянными выступлениями рабочих. Правительство крайне жестоко расправлялось с этими явлениями и их руководителями - репрессии, многочисленные казни…

В августе 1914 г. Япония вступила в войну с кайзеровской Германией на стороне стран Антанты, но военных действий не вела. Воспользовавшись ситуаций Япония стала поочередно захватывать Германские владения на Дальнем Востоке и стала активно вытеснять с рынков Азии представителей западного капиталистического мира … Главные усилия Японии были направлены на экспансию Китая. В 1915 г. Она захватила провинцию Шаньдун и ультимативно предъявила Китаю ряд требований, нарушающих его суверенитет. Но Китай вынужден был их принять.

После окончания Первой мировой войны Япония предприняла масштабные действия по захвату российского Приморья, Восточной Сибири и Северного Сахалина. Началась интервенция на Российский Дальний Восток, которая сопровождалась жестоким отношением к мирному населению … Однако действия Красной Армии и развернувшееся партизанское движение привело к тому, что японцы в 1922 г. Были вынуждены вывести свои войска.

На Версальской мирной конференции 1919 г. Япония добилась передачи ей помимо китайского Шаньдуна, мандата на Каролинские, Маршалловы и Марианские острова, которые до этого были владением Германии – плата союзников за интервенцию на советский Дальний Восток…

2.1 Япония в 20 -30-х гг. ХХ в. Начало процесса фашизации

В 1927 г. К власти приходит кабинет генерала Танака – сторонника агрессивной внешней политики и реакционной внутренней политики. Сразу после прихода к власти генерал сформулировал свое видение внешней политики, документ, который позже получил название "меморандум Танака". В этом документе подробно излагались планы будущих завоеваний Японии - страны Юго-Восточной Азии, Индии, захват китайских территорий (Маньчжурии и Монголии), а затем и всего Китая. Затем предполагалось захват России, война с Европой и с США …

Нужно отметить, что приход к власти Танака и поддерживающих его реакционных кругов Японии был продиктован глубоким экономическим кризисом конца 20 и нач. 30-х гг. Большое количество разорившихся и особенно среди средних городских слоев и средней буржуазии.

Выборы 1928 г. Вообще превратились массовый нажим на избирателей. Выборы проводились в обстановке коррупции, откровенного подкупа депутатов, жесточайшего полицейского нажима на демократических депутатов. Были закрыты все левые и профсоюзные организации. Важным фактором активизации всего левого крыла рабочего движения было участие в избирательной кампании легальных пролетарских партий. Предвыборная кампания Роното, тесно связанной с Коммунистической партией Японии, вызвала ненависть правящих кругов. Полиция разгоняла митинги, осуществляла аресты и высылку агитаторов. И тем не менее, несмотря на неслыханный террор и произвол, пролетарские партии получили на выборах около полумиллиона голосов Единственный представитель КПЯ, который прошел в парламент был убит на другой день после своего первого выступления…

В марте 1928 г. депутатами пролетарских партий для разоблачения политики правительства был создан комитет совместных действий, который, по существу, должен был действовать как парламентская фракция в нижней палате парламента. Успех демократических сил на выборах показал правящему лагерю, что в стране растет сила, способная вести борьбу против его агрессивной политики. На рассвете 15 марта 1928 г. одновременно были проведены аресты в крупных центрах – Токио, Осака, Киото, а затем по всей стране. Эти полицейские репрессии официально были направлены против компартии компартии и других оппозиционных организаций. Всего в тюрьму попало 1600 рабочих и профсоюзных активистов /История Японии, 1988, с. 234-235/.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., начавшийся в октябре 1929 г. с биржевого краха в США, в силу тесных связей между японским и американским рынками особенно больно ударил по экономике Японии. Это усугублялось также общей экономической слабостью Японии по сравнению с другими странами, расшатанностью экономики, хроническим кризисом в промышленности и сельском хозяйстве. Сельское хозяйство, игравшее в Японии значительно большую роль, чем в других капиталистических странах, оказалось в числе первых отраслей экономики, испытавших на себе влияние кризиса. Особенно тяжелым было положение шелководства, которым в Японии было занято около половины всех крестьянских хозяйств. До 1930 г. шелк-сырец, преимущественно вывозившийся в США, составлял около 30 % японского экспорта. В результате кризиса в США резко сократился вывоз японского шелка, и как следствие этого произошло катастрофическое падение цен на него.

Снижение цен на шелк, рис и другие продукты дало сокращение объема сельскохозяйственной продукции на 40%. Значительно уменьшился и объем промышленной продукции, особенно в угольной, металлургической, хлопчатобумажной промышленности. Сужение внутреннего рынка, а также сокращение экспорта привело не только к снижению уровня производства, но и к накоплению огромных товарных запасов.

Столкнувшись с серьезными экономическими затруднениями, правящие классы Японии попытались переложить всю тяжесть кризиса на трудящиеся массы. Начались массовые увольнения и снижение заработной платы. Количество безработных возрастает в этот период до 3 млн. Все это сопровождалось массовым разорением мелких и средних предприятий /История Японии, 1988, с. 236/.

Фашизация Японии. Мировой экономический кризис привел к резкому ухудшению положения многих слоев населения. Особенно было недовольно крестьянство. Не выдерживала конкуренции и средняя буржуазия, и в этих слоях росло недовольство "старыми концернами" Мицуи, Мицубиси, Ясуда. Естественно очень много было недовольных политикой правительства, которое чаще всего формировалось из партий, связанных с этими же концернами…

"Новые концерны" - возникли относительно недавно в годы Первой мировой и позже. Особенно быстро стали подниматься на волне военных заказов 20 – 30 гг. Чаще всего это отрасли цветной металлургии, самолетостроение, военные заводы и т.д. Они были тесно связаны с военными кругами, имели, правда, слабую финансовую базу и поэтому вели острую борьбу со старой финансовой олигархией.

"Молодые офицеры" - офицерские кадры младшего и среднего звена, быстро растущих армии и флота… По своему социальному составу отличались от генералитета, связанного со старой аристократией, крупнейшей бюрократией и "старыми концернами". В основном происходили из среды мелких и средних предпринимателей и сельской верхушки – все эти слои терпели особенные трудности в годы кризиса …

Союз "молодого офицерства" и "новых концернов" стал японской разновидностью фашизма. Широкую социальную базу фашизации представляли мелкобуржуазные слои – представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии. Их программы и лозунги часто содержали идеи защиты императора от засилья бюрократии и финансовой олигархии. В их арсенале было много "демократических" призывов… Часто встречались антикапиталистические и антиамериканские призывы …

Подчеркивая свою преданность императору они требовали ограничения деятельности "старых концернов", выступали против парламента, буржуазно-помещичьих партий, устраивали заговоры и террористические акты …

Но именно "новые концерны", не обладая достаточной финансовой базой были кровно заинтересованы в скорейшей милитаризации и фашизации страны, рассчитывая в будущем на государственные заказы…

Путчи. Союз этих "новых" сил решил избавить Японию от "партократов" путем их физического уничтожения. Одной из первых жертв стал премьер-министр Ханагути, а затем президент - Сэйюкай и глава кабинета Инауи.

В 1931 г. Представители "молодого офицерства" входившие в состав дислоцированной в Китае Квантунской армии спровоцировали в Маньчжурии инцидент и начали военные действия в Северо-Восточном Китае. Очень скоро Маньчжурия была захвачена и там было создано "независимое" от Китая государство "Маньчжоу-Го, во главе с императором Пу И. Одновременно эти части японской армии заняли так называемую Внутреннюю Монголию и намеревались под видом "автономии" тоже отделить ее от Китая…

Началу военных действий в Северо-Восточном Китае предшествовала клеветническая компания против СССР и Китая в японской прессе, инспирированная, главным образом, милитаристскими организациями и реакционной бюрократией. Оперативный план войны против СССР, разработанный японской военщиной в 1931 г., предполагал организацию провокаций на советских границах, с целью создания повода для будущих военных действий.

Захват Северо-Восточного Китая дал возможность японским милитаристам совместно с войсками Маньчжоу-го и белогвардейскими бандами совершать провокации и нападения на границах и в пограничных районах СССР и МНР. Объектом неслыханных беззаконий японских властей стала КВЖД. Разрушения пути, угон подвижного состава, обстврелы и налеты на поезда, аресты советских служащих и рабочих сделали неотложным для Советского правительства разрешение вопроса КВЖД. Стремясь положить конец напряженности, пресечь полосу непрерывных конфликтов в этом районе, добиться установления мирных отношений с Японией, Советский Союз в марте й935 г. подписал соглашение о продаже властям Маньчжоу-го КВЖД.

Эти события резко ухудшили отношения Японии со странами Запада. Лига Наций осудила эту агрессию и в 1933 г. Япония вышла из нее, что фактически в мире было расценено как возникновение будущего очага мировой войны, что на самом деле и случится …

На выборах в парламент в 1936 г. Значительного успеха добились рабочие партии. Это послужило поводом для нового путча, организованного "молодым офицерством" и фашистскими кругами. В нем приняли участие 1500 человек во главе с генералом Араки. Был убит премьер Сайто, министр финансов Такахаси и некоторые другие видные чиновники. Было захвачено несколько крупных административных пунктов. Однако этот путч не был поддержан армией и скоро был подавлен.

В 1937 г. К власти приходит кабинет Коноэ, который был тесно связан с военными и финансовыми старыми концернами и придворными кругами. Он смог добиться консолидации правящих кругов на базе претворения в жизнь глубокой военной программы и жесткой внутренней политики. Были распущены все политические партии, многие руководители компартии и других демократических сил посажены в тюрьму. Одновременно началась широкая компания поклонения императору …

Кабинет заключил в 1937 г. Так называемый "антикоминтерновский пакт" с фашистской Германией. Прежде всего, он был направлен против СССР, а также против США и Англии в случае противодействия их в случае нападении Японии на Китай.

1937 г война с Китаем. 7 июля 1937 г. началось японское вооруженное вторжение в Северный Китай. Затем военные действия были распространены на всю территорию Китая. Экономика страны была поставлена на службу войне, которая поглощала огромные средства – военные расходы стали составлять 70 – 80 % бюджета. Э то явилось причиной серьезных материальных трудностей. Активное развитие тяжелой, особенно военной промышленности в ущерб отраслям, работающим на внутренний рынок, не могло не привести к деформации экономики, к все большему приспособлению ее к нуждам агрессивной войны. Рост военной промышленности, мобилизация в армию, поревели, правда, к некоторому сокращению безработных. Официально установленный рабочий день продолжительностью 12 – 14 часов, как правило, затягивался до 14 – 16 часов.

Тяжелое положение было и в японской деревне. Кризисное состояние, характерное для сельского хозяйства, еще более обострилось в связи с войной. Мобилизация крестьян в армию лишала деревню самого трудоспособного слоя населения, прекращение поступления промышленных товаров и товаров химического производства привело к резкому падению урожайности.

Вместе с тем, начав войну в Китае, кабинет Коноэ усилил борьбу с антимилитаристскими и антивоенными настроениями в стране. Официально это называлось "движение по мобилизации национального духа". Все демократические организации, которые накануне японо-китайской войны выступали с антивоенных позиций, были разгромлены. 15 декабря 1937 г. полиция произвела массовые аресты коммунистов, профсоюзных лидеров, представителей прогрессивной интеллигенции. Число арестованных превышало 10 тыс. человек /История Японии, 1988, с. 257, 258/.

США и Великобритания своей политикой невмешательства фактически поощряли Японию к дальнейшим военным действиям, надеясь, что она начнет войну против СССР. Летом 1938 г. Японские войска попытались вторгнуться на советскую территорию в районе озера Хасан (близ Владивостока), но после яростных боев были отброшены. Весной и летом 1939 г. – новый конфликт теперь на территории МНР, с которой у СССР был договор и советско-монгольские войска нанесли поражение японцам у реки Халкин-Гол…


Это привело к тому, что следующее резкое повышение цен на нефть в конце 70-х годов не оказало значительного влияния на экономику Японии. Вторая половина 70-х и 80-х годов – это переход к модели умеренных темпов экономического развития, наиболее важными чертами которого, явилось создание наукоемкого производства. Основное внимание стало уделяться отраслям промышленности, работающим на экспорт...

Противоречий. Вследствие этого и дальневосточная окраина России становится ареной классовой борьбы, местом вызревания движущих сил буржуазно-демократической революции. Международное положение на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. Несмотря на высокие темпы экономического развития в пореформенный период, Россия продолжала отставать от таких капиталистических государств, как Англия, Франция, ...

Капиталистическое развитие Японии, а захват о. Тайвань и островов Пэнхуледао явился началом создания японской колониальной империи. 6. Внешняя политика в начале XX века. Подготовка Японии к мировой войне Международное влияние Японии возрастало. Япония добилась от европейских держав и США отмены неравноправных договоров. Англия отказалась от такого договора первой -16 июля 1894 г. В конце...

Человека. Процесс, начатый в Хельсинки, был продолжен на последующих встречах представителей государств-участников ОБСЕ. Однако дальнейшие действия советского и американского руководства привели к тому, что во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затух и возобновилась "Холодная война". СССР решил заменить устаревшие ракеты СС-4 и СС-4 новыми, более мощными ракетами СС-20. Новые ракеты были...

Достаточно продолжительный период времени внешняя политика Японии основывалась на отношениях лишь с близлежащими странами – с Китаем и Кореей. Начало XVI века поменяло видение японцев. Миссионеры из Португалии и Испании привнесли христианство в страну. Однако через некоторое время все коренным образом изменилось. Начало XVII века характеризуется практически полной изоляцией Японии от торговых отношений с европейскими странами. Сёгунат Токугава, опасаясь, что Япония подвергнется колониальному захвату, принял множество указов, согласно которым торговля сохранялась лишь с Китаем и Голландией, а христианство было изгнано за пределы государства.

В обособленном состоянии Япония находилась две сотни лет, а затем наладила отношения с Россией, Америкой, Францией и Англией. Оторванная от всего мира Япония старалась наверстать упущенное, быстрыми темпами перенимая у европейских стран знания в области промышленности и юриспруденции.

Внешняя политика Японии в 19 веке

Начало столетия Япония продолжала держаться обособленно от европейских государств. Существенные изменения во внешней политике стали происходить после 1854 года, когда Япония подписала договор «О мире и дружбе» с Америкой. Позже аналогичное соглашение было утверждено и с Россией, оно получило название «Симодский трактат». После двух этих событий Япония стала налаживать торговые отношения со многими другими европейскими государствами.

Внедрение в страну большого количества импортных товаров оказало большое влияние на внутреннюю политику государства. Мастерские японских ремесленников и мануфактурщиков стали терпеть значительные убытки, что породило общественные волнения. В связи с этим было положено начало буржуазной революции Мэйдзи, главной целью которой стало свержение сегуната.

Вторая половина 19 века характеризуется модернизацией Японии. Прилагались огромные усилия к тому, чтобы Япония становилась одним из самых сильных государств на территории Восточной Азии. В конце 19 века этого удалось добиться. Стремление к господству подтолкнуло Японию на вооруженное сражение с Китаем, которое состоялось в 1894-1895 годах. В этой битве Японии одержала беспрекословную победу. Исход войны возымел действие на промышленную деятельность государства и получения доступа к китайскому рынку. После этого Япония стала пересматривать условия договоров с государствами на Западе.

Внешняя политика Японии в 20 веке

По итогам Первой Мировой войны, Япония входила в число стран, одержавших победу. Она сделала множество приобретений за счет побед над странами Тихого океана и Дальнего Востока. Боевой дух японской армии продолжал крепнуть, подогревая интерес к новым сражениям и победам.

Внешняя политика Японии в начале 20 века была затронута последствиями мирового экономического кризиса. Удар пришелся, прежде всего, по Америке, которая на тот момент имела тесные экономические отношения с Японией. Определенное значение в этой ситуации сыграло масштабное землетрясение 1923 года и аграрный кризис внутри государства.

Последствия, которые развивались на фоне кризисного периода, толкнули Японию на активные действия. В качестве основного варианта выхода из сложившейся ситуации стала программа меморандума Танака, которая основывалась на разжигании конфликтов со странами материка. Один из главенствующих этапов программы стал захват Северо-восточного Китая.

Во вторую половину 20 века Япония была втянута во Вторую Мировую Войну. Главными противниками государства выступили США и СССР, в обоих сражениях Япония была поражена. Внешняя политика Японии после Второй Мировой войны была существенно подорвана. Основную часть государственных функций государства взяла на себя Америка. Внешняя торговля, правосудие, контроль государственного бюджета и правление парламента проводилось под руководством американских властей. В интересах США не было отказываться от Потсдамской декларации и выступать против японского народа, который выступал за демократию в стране. Связь с другими странами не могла устанавливаться непосредственно Японией, она была в руках оккупационных властей. Символическую роль выполняло Министерство иностранных дел, оно не имело прав, лишь поддерживало связь между оккупационными войсками и государственным штабом. Из всех политических партий государства существовала всего одна — Политическая ассоциация Великой Японии. Но после капитуляции стали появляться и другие, молодые партии.

Промышленность Японии в послевоенное время пострадала незначительно. Основные сокращения производства затронули лишь отрасли промышленности, удовлетворяющие потребительский спрос населения. В первое время после оккупации Япония отставала в своем развитии в сфере промышленности от других стран, однако США оказывала Японии экономическую помощь, что тоже сыграло свою роль на восстановлении государственных сил.

1949- 1950 года характеризуются для Японии проведением земельной реформы. Аграрный вопрос всегда стоял наиболее остро. Демократического преобразования сельского хозяйства крестьянами правительство Японии допустить не могло. Поэтому реформа была проведена парламентским путем. Согласно реформе, земли помещиков, были выкуплены государством, а затем продавались крестьянами. Особое преимущество имели люди, арендующие земли у помещиков. Несмотря на то, что реформа привела к некоторым изменениям, полностью решить аграрный вопрос она не смогла.

В течение последних 70 лет Япония активно добивалась усовершенствования своей позиции в мировом пространстве. Современная внешняя политика Японии основывается, главным образом, на разрушении стереотипов, которые сложились после Второй Мировой войны. Основная тактика, которую практикует государство – это культурная дипломатия. Япония старается избавиться от клейма агрессора и побежденной страны. Основные задачи, которые ставила перед собой Япония, были благополучно достигнуты.

Япония в первой половине XIX века

Япония вступила в XIX век типичным феодальным государством. Начиная с XVIII века страной управляла династия Токугава. Еще в 1603 году император Японии дал Токугаве Иеясу права сегуна (главнокомандующего). Реально власть императора носила номинальный характер, от его имени правил страной сегун (дословно «укротивший дикарей»). Верхний слой населения составляли самураи, второй слой — крестьяне, третий слой — ремесленники. Купцы считались более низким сословием.

Первыми европейцами, посетившими Японию в 1652 году, были португальцы. За ними появились англичане и голландцы. Японцы покупали у них огнестрельное оружие. Беспокоясь, что иностранцы закабалят страну, сегун с середины XVII века объявил Японию «закрытой страной».

Япония во второй половине XIX века

В 50-60-е годы XIX века Япония была вынуждена отказаться от политики самоизоляции. С другой стороны, феодалы, опасаясь народных выступлений, решили пожертвовать режимом сегуната под лозунгом восстановления императорской власти. В 1867 году 15- летний Муцухито был возведен на престол, и между южными князьями, действовавшими от имени императора, и сторонниками сегуна в 1868 году произошло вооруженное столкновение. Режим сегуната пал. Эти события вошли в историю Японии как революция 1868 года. В результате этой революции монархия в действительности стала буржуазно-помещичьей монархией.

В 1868-1873 годах были проведены буржуазные реформы. Отражая интересы помещичье-буржуазных кругов, эти реформы имели целью ликвидировать экономическую зависимость страны и создать условия для развития капитализма. В соответствии с реформой:

  1. Для предотвращения дробления страны были ликвидированы княжества и созданы префектуры, подвластные центру.
  2. Создана регулярная армия.
  3. В 1871 году была ликвидирована каста неприкасаемых.
  4. Самураям было дозволено осваивать любую профессию.
  5. Была определена свобода торговли.
  6. Ввели денежную единицу — иену.
  7. Резиденция императора была переведена из Киото в Эдо. Новая столица была переименована в Токио. Был открыт токийский университет.

В результате аграрной реформы 1871-1873 годов: 1) была ликвидирована земельная собственность князей и самураев; 2) земля стала объектом купли-продажи. В результате две трети пахотных земель оказались в руках помещиков, купцов и ростовщиков. Эта реформа создала условия для развития капитализма в деревне, ускоряя процесс расслоения в обществе.

После революции 1868 года стала развиваться промышленность. Специфика Японии заключалась в том, что, используя научно- технические достижения Западной Европы и США, был ускоренно осуществлен промышленный переворот. К концу XIX века промышленный переворот был близок к своему завершению. Государство за счет казны строило промышленные предприятия и продавало по дешевой цене частным владельцам. В 80-е годы XIX века образовались монополии Мицубиси, Ясуда, Фурукава.

После осуществления буржуазных реформ император, опираясь на армию европейского типа, подавил выступления самураев, пытавшихся сохранить свой прежний статус. Для укрощения массового народного движения в стране был издан закон “О защите общественного порядка». Полиция получила право разгонять народные выступления.

Для уменьшения недовольства в стране и предотвращения возможных демократических выступлений в 1889 году была принята Конституция. Император хотел этой Конституцией увековечить свою власть. По Конституции:

1) личность императора объявлялась священной и неприкосновенной;

2) созыв и роспуск парламента, принятие на работу и увольнение с работы высокопоставленных чиновников, объявление войны и заключение мира в качестве главнокомандующего — все эти функции император оставлял за собой. Верхняя палата состояла из назначенных императором депутатов, а нижняя палата избиралась (возрастной ценз — 25 лет);

3) парламент принимал законы и утверждал бюджет;

4) принятые парламентом законы вступали в силу только после утверждения императором.

Буржуазно-либеральные партии получали большее число мест в нижней палате парламента, составляя оппозицию правительству. Чтобы расколоть оппозицию, император включил в состав правительства представителей правящих партий.

Ограниченность внутреннего рынка Японии и нехватка сырья усиливали захватнические аппетиты страны. Первой мишенью стала Корея. В сентябре 1875 года по японским кораблям был открыт огонь с острова Канхва, и это стало поводом к войне. В Корею были отправлены японские военные отряды. В 1876 году был заключен договор в Канхве, по которому японцам предоставили неприкосновенность и право беспошлинной торговли. Корейские порты были объявлены открытыми для японцев.

Агрессия Японии против Кореи привела к осложнению отношений с Китаем. Заключением Тяньцзиньского договора 1885 года Япония выиграла время. Корейская проблема была решена в результате японо-китайской войны 1894-1895 годов.

Япония в начале XX века

В начале XX века японский капитал стал влиять на Китай и Корею. Одной из особенностей японских монополий было их развитие на основе ростовщическо-торгового капитала. Японский капитализм имел военно-феодальный характер.

В конце XIX — начале XX веков сформировались политические организации. По инициативе князя Ито в 1900 году была создана партия либерального толка «Сейюкай», а в 1901 году под руководством Сэн Катаямы образовалась социал-демократическая партия Японии.

Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке привела к ухудшению отношений между Россией и Японией. Аренда полуострова Ляодун Россией, строительство Восточно-Китайской железной дороги ещё более усугубили противоречия.

Заключенный в 1902 году англо-японский морской союз был подготовкой к войне с Россией. В январе 1904 года в корейском порту Чемульпо японский флот потопил русские корабли — крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». Так началась русско-японская война. Японская армия в августе 1904 года у Ляояна победила русских. В феврале 1905 года после 10-месячной осады пал Порт-Артур.

В феврале 1905 года под Мукденом японцы вновь одержали победу. В мае российская эскадра была потоплена в Цусимском морском сражении.

В августе 1905 года в американском городе Портсмут был заключен мирный договор, по которому: 1) Россия признала факт захвата Кореи Японией; 2) Япония сама арендовала полуостров Ляодун; 3) Южная часть Сахалина была отдана Японии. Таким образом, в результате русско-японской войны Япония стала безраздельно править в Южной Маньчжурии и в Корее.

Министерство общего и профессионального образования

Ростовский Государственный Университет

Реферат на тему:

Япония. XX век.

Выполнила: студентка II курса 2 группы

факультета философии

отделения культурологии

Ростов-на-Дону

Все японцы незаурядные художники

Все японцы сочиняют стихи

Все, все дышат загрязненным воздухом

Все японцы едят отравленную рыбу

Все японцы любят пользоваться мечом

Совершенно верно! Однако всё же не все!

Ику Такэнаки

1. Введение........................................................................................................ 3

2. Особенности и социальные последствия НТР............................................. 4

3. Япония и Запад.............................................................................................. 5

4. Средства массовой информации.................................................................. 8

5. Литература..................................................................................................... 9

6. Творчество и копирование........................................................................... 11

7. Взаимоотношения........................................................................................ 12

8. Религия......................................................................................................... 14

9. Заключение.................................................................................................. 16

10. Список используемой литературы.............................................................17


Введение

На протяжении многих веков Япония обращала на себя пристальное внимание Запада. Но только в последнее время стало возможным изучить жизнь этой, довольно закрытой, страны изнутри. И этим немедленно стали пользоваться, так как в XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Но, начав изучение, стало просто невозможным остановиться, закончить – все время приходиться продолжать, ибо многое остается и, по-видимому, так и останется неизученным.

В данном реферате я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, в котором она находится в последнем веке второго тысячелетия.

Особенности и социальные последствия научно-технической революции в Японии

Научно-техническая революция в Японии совпала с переходом от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь по сравнению с большинством индустриально развитых стран и совершался ускоренными темпами, так как Японии не нужно было проходить последовательно все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход по-иному, в соответствии с особенностями своего исторического развития.

Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.

В обстановке НТР, развернувшейся в мире особенно широко в 50-60 годы, задача преодоления Японией технической и технологической отсталости была очень сложной. Решение этой задачи на национальной основе потребовало бы значительного времени и огромных материальных и денежных затрат. Поэтому Япония пошла по другому пути – по пути импорта научно-технических знаний (патентов, лицензий и т. п.). Следует отметить, что Япония заметно опередила другие страны по части внедрения импортируемых достижений, научно-технической мысли и технологических навыков.

Начало использования иностранного опыта относится к 50-м годам, когда в Японии стали развиваться отрасли промышленности. В 60-е годы в связи с переоборудованием промышленности на основе новой техники импорт иностранных технических знаний еще больше вырос. Хорошие результаты научно-технических исследований в Японии меняют соотношение собственно японских и импортных научно-технических достижений, внедряемых в японскую промышленность и в конце 60-х годов Япония не только закупает, но и экспортирует научно-технические достижения. Основным источником финансирования научных исследований являются средства монополий.

Япония заметно опередила западноевропейские страны и лишь немногим уступает США по числу научных работников. Большую роль в деле подготовки научных и инженерно-технических кадров сыграло повышение общеобразовательного уровня. В Японии обязательным является девятилетнее образование (шесть лет в начальной школе и три года в неполной средней). Полное среднее образование в Японии – двенадцатилетнее.

При рассмотрении общей картины НТР в Японии нельзя не отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, несмотря на внимание практически ко всем направлениям развития науки и техники, наибольшие силы и ресурсы концентрируются лишь в ряде определенных областей, играющих роль своего рода ключевых звеньев в научно-техническом и экономическом развитии страны.

Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.

Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются силы и ресурсы не только самой Японии, но и лучшие достижения мировой научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.

Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.


Япония и Запад

Прагматический подход к японской культуре как одному из основных популярных факторов успеха Японии в конкурентной борьбе с Западом стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес к Японии на Западе был велик и раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и в область практики.

В конце 60-х – начале 70-х годов резко возрос интерес японцев к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.

Казалось, будто бы некая бацилла вызвала настоящую эпидемию, и эпидемия эта – одна-единственная тема для разговора. Сначала она под названием «нихонрон» («дискуссия о Японии»), позже - «нихондзинрон» («дискуссия о японце»). Но «нихондзинрон» уже давно означает не одну лишь «дискуссию о японце». В Японии некоторые понятия зачастую настолько эмоционально перегружены, что выходят за пределы своего первоначального смысла, их связывают с таким множеством значений, что в конце концов теряется их определенность. Из-за такой расплывчатости ими становится легче манипулировать. Их всегда можно использовать по любому поводу. Под «нихондзинрон» подразумевается размышление о своеобразии японского народа, о его неповторимости, которая предлагается в качестве аксиомы. Под влиянием средств массовой информации дискуссия о неповторимости превращается в общенациональный психоз. Япония сама себя открывает, и японцы призывают японцев открыть Японию. «Discover Japan!» («Открывай Японию!») – призывают многие красочные плакаты на английском (не на японском) языке. «Открывай Японию!» – призывают по-английски японцы японцев.

Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное», присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.

В культурологических теориях общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».

В основе «культуры стыда» – реакция на критику других и боязнь внешних санкций; ее можно считать экстравертной «культурой внешних переживаний». В «культуре вины» поведение человека оценивается им самим на основе универсалистских ценностей, усвоенных и ставших затем нормой для его внутренней оценки своего поведения и переживаний.

Предложенная Р. Бенедикт типология вызвала бурную реакцию, не утихающую до сих пор. Ее обвинили в «христианской заносчивости» и «высокомерии», поскольку «культуру вины» она поставила выше «культуры стыда». Особенно остро Бенедикт критиковали за неверное понимание ею природы стыда и вины, их иерархии и направленности в японской культуре.

Можно составить схему некоторых черт японской и западной культуры.

Западная культура

Японская культура

объективная

субъективная

аналитическая

синтетическая

логическая

нелогическая

противоречивая

непротиворечивая

неопределенная

безличная

дальновидная

недальновидная

общественно мыслящая

фракционно мыслящая

предпочитает контракт

предпочитает нечеткое соглашение

уважающая частный мир

вторгающаяся в частный мир

по происхождению пастушеская

по происхождению земледельческая

монотеистическая

анимистическая

абсолютная

релятивная

интеллектуальная

эмоциональная

аргументационная

гармоничная

культура далеких отношений

культура близких отношений

экспансионно мыслящая

миролюбивая

конкурентная

предпочитающая кооперацию

нетерпимая

терпимая

милосердная

эгоцентристская

конформистская


Здесь в оппозиции типических черт западная культура представлена как общее понятие, охватывающее разные культуры Западной Европы и Америки и игнорирующее их истинную динамику и социальную неоднородность, столь же статично и исторически и социально недиффиренцированно выглядит в этой типологии и японская культура.

В исследованиях культурологов-японоведов существуют некоторые недостатки, которые следует отметить:

1. Многие из них игнорируют историческую динамику культуры. Национальная культура предстает как статичная целостность.

2. Диалектика отношений субкультурных уровней игнорируется. Культура едина для всех классов, слоев и групп.

3. Неадекватное использование методов различных наук (психологии, лингвистики и т.п.) для объяснения социальных явлений позволяет полностью включить их в сферу культуры.

Средства массовой информации

Телевидение, радио и печать Японии по справедливости считают одними из самых развитых в мире.

Телевидение, являясь самым «молодым» из средств массовой информации (первые передачи начались в 1953 году), тем не менее и самое распространенное. Постепенно происходит «телевизация» японского общества, которую трудно переоценить. Речь идет о том, что возникают необходимые и достаточные условия для индивидуального использования телевидения. Появление в доме второго, третьего приемника не разрушает правил телесмотрения, особенно ритуализированных в японских семьях, чей образ жизни несет на себе сильное влияние японской культуры. Авторитет и власть членов семьи, кому ранее принадлежало высокое право первенствовать в выборе телепрограмм остаются при этом незыблемыми. Однако теперь уже могут быть реализованы запросы и удовлетворены интересы других членов семьи.

С помощью телевидения в Японии, как и в других странах, пропагандируются и внедряются в массовое сознание многосложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм, отражающих мировоззрение и интересы правящих классов Японии.

Со стороны «предложения» японское телевидение носит с принципе развлекательный характер. Разумеется, ряд программ нельзя назвать монофункциональными. «Чистое» развлечение весьма сложным образом комбинируется с возможностью эмоциональной разрядки, отдыха, мелодраматического переживания. Идентификации со звездами телеэкрана (квазиобщение). В развлекательные программы также встраиваются какие-то рациональные элементы и т. д. Аудитория должна жить так же, как она жила, ее не следует выводить из состояния пассивности. Щекочущее возбуждение становится заменителем глубоких нравственных и эстетических переживаний. Отсюда прямой путь к совращению аудитории.

Однако, помимо развращающей функции радио и телевидения есть и другая – обучающая.

Характеристики японского учебно-образовательного телевидения и радио:

1. Полифункциональность (передачи, выполняющие прямые обучающие функции и передачи, ставящие своей целью расширить кругозор.

2. Многоадресность (трансляция для различных слоев населения).

3. Многожанровость.

Можно отметить некоторые учебно-воспитательные функции:

· возбуждается интерес к обучению, стимулируются воображение и умственные способности детской и школьной аудитории

· готовится почва для восприятия и понимания общественной жизни

· развивается логическое мышление, ускоренным способом связываются разрозненные впечатления и факты действительности

· стимулируется музыкальное восприятие

· расширяется диапазон знакомства с образцами, эталонами мирового и национального искусства и закладываются основы его правильного с точки зрения законов эстетики понимания

· развиваются навыки общей аудиовизуальной культуры и способности к пониманию ее современных средств и языка.

Литература

Массовая культура, средства массовой коммуникации (масукоми ) – телевидение, радио, кино, газеты, бестселлеры – факторы, существенно влияющие на жизнь современных людей, их психологию, причем роль этих факторов возрастает. В таком контексте возникает «массовый характер», а в литературе – «массовый читатель».

Читателю в истории японской литературы традиционно отводилась значительная роль: он должен мгновенно улавливать цепь ассоциаций, задуманных писателем или поэтом, разбираться в сложной системе канонизированных образов, знать японскую и китайскую философию, историю, мифологию – словом, быть моносири – «знающим, обладающим знанием вещей». Комментарии, неотъемлемая часть классического текста, также были адресованы читателю, создавая дополнительный смысл, раскрывая в подробностях детали произведения, воссоздавая аллюзии. Канонические жанры Японии, существующие и сегодня, при строгой клишированности, формальности допускают и самую широкую для читателя свободу интерпретаций. Для личности читателя характерно просветленное отношение к произведению и соучастие в творческом акте. Кроме того, читая, например, антологии, в которых были собраны наиболее выдающиеся произведения, иногда за несколько веков, он проходил школу высокого вкуса.

В современной литературе главную роль играют бестселлеры. А наибольшее внимание читателя привлекают темы (по убывающей): «любовь и смерть», «смех», «образование», «Япония и японцы», «страх», «традиции», «молодежь», «неуверенность в себе», «старость».

Все, что «трогает сердца», всегда было популярно среди японцев, художественный эффект достигается в таких произведениях глубоким проникновением в сферу человеческих чувств. В этом – влияние традиции национальной поэзии, драмы, прозы, сильной и в настоящее время; японская классическая поэзия – это почти целая лирика чувств.

Но восприятие литературы не всегда одинаково и это связано с разнообразными вопросами взаимоотношений внутри социальных, профессиональных групп, классов. Объединение индивидуальностей в массы происходит опосредовано через группы.

При объединении индивидуальностей (дзико ) в группы (сюдан ) происходит некоторая деперсонализация, то есть наступает состояние отчужденности от самого себя, как бы потеря чувства собственной личности. На следующем уровне – объединения групп в массы (тайсю ) – деперсонализация еще более повышается за счет потери некоторых индивидуальных черт и приобретения новых, чисто массовых. Индивидуальные литературные вкусы и пристрастия могут быть поглощены массовыми склонностями, которые более устойчивы, анонимны и носят всеобщий характер.

Термин «массы» носит тройственный характер, содержит внутреннее противоречие: массы могут означать «народ» («минсю ») с положительным оттенком, «тайсю » – собственно «массы» с нейтральным оттенком или в случае «толпа» («гун ») – с отрицательным.

Характерные черты массы, стихийно выбирающей наиболее адекватные ее нынешнему состоянию книги, бестселлеры – это 1) множественность, 2) анонимность, 3) недостаточность взаимодействия между отдельными членами, 4) структурность.

В группе японец чувствует себя увереннее, чем в одиночестве, его «вписанность» в традицию органичнее, литературные вкусы устойчивее; группа сама формирует склонность к тем или иным литературным формам, жанрам, темам, а в конечном итоге определяет культурные и психологические черты характера. Многими исследователями отмечалось неумение и нежелание японцев принимать индивидуальные решения, полагаясь в этом главным образом на суждение группы.

Говоря о читателе, исследователе создают определенный его образ – образ «идеального или информированного читателя», являющегося компетентным носителем языка, в совершенстве владеющего семантическим знанием лексических рядов, символики, ассоциаций, идиом и т. д., обладающего литературным вкусом. Автор, создавая литературный текст, рассчитывает именно на такого читателя, однако может быть бесконечное число отступлений от образа « идеального читателя», причем и сам этот образ претерпевает существенную эволюцию: читателю предъявляются все новые требования.

Предполагается, что массовая культура или литература воздействует на внешний, обращенный вовне, сравнительно узкий уровень сознания японцев, тогда как произведения классической литературы, принадлежащие тысячелетней традиции, – на более глубокие и широкие, индивидуальные и закрытые уровни сознания.

Творчество и копирование

Если бросить взгляд на духовную историю Японии, станет очевидным, что в ней напрасно искать великие философские системы, которые базируясь на познании законов природы, привели бы к основополагающим научным выводам о вселенной, к тому, «что сохраняет ее изнутри». Философские системы, опирающиеся на научно-критическое мышление здесь так и не появились. Вместо этого можно обнаружить своего рода философию морали, носящую, как правило, прагматический характер. Однако даже она возникла не в Японии, а в Китае, а оттуда была заимствована, так же как и многие другие духовные ценности, например буддизм, который в своей китаизированной форме проник в Японию главным образом через Корею, конфуцианство, письменность, искусство и многое другое.

На протяжении всех фаз развития духовной истории японцы не оформили свои мысли в философские системы, предпочитая выражать их в конкретных литературных произведениях. С незапамятных времен больших высот достигло искусство стихосложения. Оно как бы взяло на себя функцию философии, но литераторы от этого еще не становились философами. Правда, время от времени появлялись философы-дилетанты. Склонность ко всему эмоциональному, часто сентиментальному, к чувственно-конкретному была всегда сильнее, чем тяга к логике, абстракции и систематизации.

Мир внешних явлений считался издавна чем-то абсолютным. В центре внимания находилась не некая абстрактная идея, а то, что можно было воспринимать чувствами, и это нередко подмечалось и с удивительной точностью воспроизводилось в литературе или в других видах искусства весьма обстоятельно, часто, однако, предельно сжать и сдержанно, как, например, в рисунках гуашью или в поэзии жанра хайку (хокку):

К вечернему ветру

прильнули цветки белых роз.

Солнце садится,

Над скошенным конопляником

путешествует дождь

(Масаока Сики)

Эти художественные описания доставляют истинное наслаждение свое чувственностью и конкретностью. За ними стоит природа во всей своей целостности и гармонии. И природа хочет, чтобы ее рассматривали так, как она сама себя показывает, то есть во всем ее многообразии и изменчивости. За этим воспринимаемым органами чувств окружающим миром нет ничего. Стоя на такой принципиальной позиции, японцы в своих стремлениях создать какие-либо философские системы или разработать теории с их дальнейшей перепроверкой путем научных экспериментов, казалось, были обречены на неудачу.

Однако, не подлежит сомнению, что в научном мышлении и его техническом претворении в жизнь Япония уже в конце XVI века добилась значительных успехов, что подтверждается документами.

На протяжении веков Япония старательно училась, а заодно усиленно подражала, вызывая большое недовольство тех, кому подражала. Но другого выхода у нее не было: с середины прошлого столетия ей противостояли не особенно дружески настроенные индустриальные страны. Учитывая это, европеец не вправе осуждать японца и отрицать его способность к творчеству.

Тем более, что если копируется, то лишь то, что вызывает восхищение и копировать – вовсе не означает обезьянничать. Последнее также имело и имеет место и выражается, в частности, в строгом соблюдении традиционных регламентаций, что ведет подчас к бесплодности и закоснелости. Но копирование, которое предполагает глубокое проникновение в суть копируемого, когда эта суть сливается с собственной сутью, с точки зрения этики вполне оправдано. Лишь овладев искусством мастера до мельчайших деталей ученик способен добавить к этому что-то свое.

Взаимоотношения

Одним из самых известных японских слов на Западе является слово «сэнсэй». Оно является одним из слов, характеризующих социальную структуру общества Японии.

«Сэнсэй» – человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю, студенты – к доценту и даже пациенты – к врачу. Слово «сэнсэй» означает «ранее родившийся», то есть «старший», стоящий над человеком и его необходимо почитать. При этом «старший» необязательно должен быть старше по возрасту, но должен принадлежать к вышестоящей в социальном отношении группе. Сэнсэй – уважаемый человек и останется для ученика таким на всю жизнь, даже если ученик займет положение, равное положению сэнсэя, или превзойдет его в своей служебной карьере. Он всегда останется по отношению к своему сэнсэю морально зависимым, по крайней мере в глазах сэнсэя. Это иногда приводит к конфликтам.

Если начальником над старшими по возрасту назначен младший, гармония нарушается и атмосфера становится неспокойной. Это распространяется на все области жизни, в том числе на науку.

Приобретение квалификаций, докторских степеней и т. п. не служит в японских университетах обязательной предпосылкой для назначения на должность, поэтому обращение к кому-нибудь по званию отсутствует, как в общественной, так и в частной жизни. Обращения «сэнсэй» в сочетании с именем или без него в любом случае достаточно.

Если кто-то повысился по службе до должности начальника, от него не требуется никаких особых специальных знаний. Он лишь должен уметь устанавливать и поддерживать тесные личные контакты со своими подчиненными, сохранять с ними духовную близость. В других местах земного шара прилагают подчас немало усилий, чтобы добиться аналогичных отношений.

Служебное «продвижение» на основе личных заслуг подвергается большим ограничениям. Конечно, полностью личные достижения не игнорируются, но право голоса как в политике, так и в экономике имеют старшие по возрасту, однако и они не наделены властью в прямом смысле этого слова.

Хотя такая система и представляется весьма иерархической, исполнительная власть почти никогда не сосредотачивается в руках одного человека. Однако, согласно традиции, приличия должны быть соблюдены, если даже роль «старшего» сводится лишь к тому, чтобы поставить печать на документе. Но важнее, чем проштампованный документ, до сих пор в Японии является устная договоренность.

Принятие решения осуществляется здесь, как правило, снизу вверх. Правда, толчок хотя бы для виду часто следует сверху, однако окончательное решение принимается только после убедительных аргументов снизу. На первый взгляд подобная система кажется несколько запутанной, тяжеловесной и нерациональной. Но это отнюдь не так, ибо эта налаженная мини-система хорошо вписывается во всеобщую систему норм поведения и потому, с одной стороны, она не тормозит принятия решений, а с другой – побуждает каждого человека к активным действиям, даже если он остается анонимным. Так уж повелось, что отдельное лицо менее всего ориентировано на собственное «Я», а больше на группу, к которой он принадлежит и с которой себя отождествляет

Вся система отношений «учитель»–«ученик», «отец»–«сын» показывает, что японское общество организовано по вертикали, а не по горизонтали. В этой иерархии каждый занимает свое определенное место так, что ему не приходится задаваться вопросом, кто стоит над ним. Человек включен в жесткую схему норм и правил поведения, обучиться которым ему не составляет никакого труда, ибо с первого дня своей жизни он постоянно видит перед своими глазами пример взрослых.

Религия и по сей день занимает заметное место в жизни как японского общества в целом, так и его индивидуальных членов. Многочисленные обряды, являющиеся обязательным элементом повседневной жизни японцев, связаны по своему происхождению с религией, а отправление их практически немыслимо вне рамок культовых учреждений или по крайней мере без участия служителей культа. Вместе с тем сам характер японского общества с его социальным неравенством, бессилием людей перед неумолимыми законами рыночной экономики, жестокой конкуренцией, неуверенностью в завтрашнем дне создает благодатную питательную среду не только для сохранения устойчивых религиозных предрассудков в сознании людей, но и для воспроизводства религиозной идеологии в новых формах, отражающих процесс ее активного приспособления к меняющимся условиям жизни.

Синто – национальная религия японского народа. Японцы в массе своей воспринимают синто не как религию, а как обычай или, лучше сказать, как нечто составляющее неразрывную часть их собственного окружения, среды, в которой они живут и действуют. Иными словами, в их представлениях синто связывается с чувством принадлежности ко всему японскому.

Синто сложился в древности на базе примитивных религиозных представлений японского народа.

Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость у природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.

Синто не требует от верующего ежедневных молитв – достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Сложившийся первоначально как культ земледельческой общины, синто развивался на базе активного взаимодействия с заимствованиями из материковой Азии – буддизмом, религиозным даосизмом и конфуцианством. В частности, догмы синто, его обрядность формировались на основе синтеза с буддизмом и космогонической концепцией позитивного и негативного начал (инь–ян), составляющей важную часть религии даосизма.

Но несмотря на столь высокую степень, какой достиг синто-буддистский синкретизм, синто сохранил свой оригинальный характер как национальной религии, отличающей его и от буддизма, и от других иностранных заимствований. Идеологи японского национализма неизменно ссылаются на это обстоятельство как на одно из проявлений необычайной мощи национального духа, способного не только выстоять перед любым чужеземным влиянием, не только преодолеть его, но в конечном счете японизировать чужеземные заимствования, превратив их в составную часть собственной традиции.

В наши дни судя по некоторым данным статистики получается, что число верующих в стране вдвое превышает численность населения. Это означает, что каждый японец причисляет себя и к синтоистам и к буддистам.

Это можно объяснить своеобразным разделением труда. Синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если рождение ребенка или свадьба отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминания предков проводятся по буддистским обрядам.

На фоне религиозной терпимости, издавна присущей японцам, проповедники христианства предстали в весьма неприглядном виде. Сама идея о том, что обрести спасение и обеспечить себе загробную жизнь в человеческом образе можно лишь взамен за отказ от всякой другой религии в пользу учения Иисуса Христа, – сама эта идея казалась японцам торгашеской и унизительной. Но может быть опять-таки из-за терпимости японцев, христианство постепенно обрело своих приверженцев, так и не заняв главенствующего места в жизни японского общества.


Заключение

«Всему свое место» – эти слова можно назвать девизом японцев, ключом к пониманию их многих положительных и отрицательных сторон. Девиз этот воплощает в себе, во-первых, своеобразную теорию относительности применительно к морали; а во-вторых, утверждает субординацию как незыблемый, абсолютный закон семейной и общественной жизни.

Вместо того, чтобы делить поступки на правильные и неправильные, японец оценивает их как подобающие и неподобающие: «Всему свое место».

Концепция подобающего места требует: не берись не за свое дело. Это лишает людей самостоятельности во множестве практических мелочей, из которых складывается повседневная жизнь.

Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено – вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.


Список используемой литературы


1. Берндт Ю. «Лики Японии»; М.; 1988 г.

2. Овчинников В. «Ветка сакуры»; М.; 1988 г.

3. «Япония: культура и общество в эпоху НТР»; М.; 1985 г.

4. «Япония. Проблемы НТР»; М.; 1986 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.